Остров ТОП
Севастополь 22° ... 24°

Мусорная диктатура. Севастополь не будут убирать еще 10 лет

29.02.2016 21:36
Проблема мусора уже не первый год была и остается одной из наиболее актуальных для Севастополя. Хотя решить ее, казалось бы, можно минимальным комплексом простых действий: поставить баки там, где их не хватает, заставить подрядчиков чаще вывозить мусор там, где контейнеры регулярно переполнены, привлечь полицию к поимке тех, кто выгружает мусор на пустыри и лесополосы, вместо того, чтобы везти на полигон ТБО. Одним словом, бери и делай. Другим словом — было бы желание.

Но почему-то не делают. И при более глубоком изучении вопроса оказывается, что в проблеме мусора ахиллесовой пятой становится не только и не столько дефицит энтузиазма и финансирования у госструктур. Для того, чтобы свалки сдвинулись с мертвой точки, Севастополю нужен профильный закон, закрывающий слабые места в системе городского хозяйства.

26 января севастопольским законодательным собранием был принят в первом чтении закон об отходах потребления и производства, автором которого выступил председатель комитета по городскому хозяйству Илья Журавлев. Как заявлял депутат, Севастополь «ждал этого закона 11 лет».

В теории, опыт в коммунальных вопросах у законодателя Журавлева должен быть не малый — больше 5 лет курирует профильные комиссии по вопросам городского хозяйства, сам имеет опыт в руководстве «мусорного» предприятия, фактически лидера по вывозу и утилизации отходов — КП «Чистый город». В общем, с проблематикой должен быть хорошо и не понаслышке знаком.

Оказалось, что гладко все было только на бумаге.

Первыми забили тревогу предприниматели, специализирующиеся на вывозе твердых бытовых отходов. Как сообщил «Примечаниям» председатель наблюдательного совета акционерного общества «Автотранспортное предприятие 2628» Ярослав Ленько, принятие данного закона в данной формулировке приведет к полной монополизации «мусорного» рынка Севастополя, причем на срок 10 лет:


Региональный оператор на 10 лет — это непозволительная монополизация рынка управления отходами. Как будут заключать договора на вывоз мусора муниципальные управляющие компании, без проведения обязательной конкурсной процедуры, напрямую с региональным оператором? Здесь явное противоречие с законами о закупках ФЗ 223 и ФЗ 44.

Подмена прозрачных процедур закупки услуг сомнительными конкурсами на регионального оператора это шаг в прошлое. Ограничение возможного круга участников в подобных процедурах закупки устранит здоровую конкуренцию, что приведет к росту стоимости и снижению качества услуги.

Такой закон возводит стену между малым бизнесом и финансовыми ресурсами государства. Это удар по предпринимательству.


Изучив 11 статью текущего законопроекта, мы пришли к тем же выводам: во-первых, в документе почему-то идет речь о некоем единственном «региональном операторе», который будет выбран на основании «конкурсного отбора», во-вторых, выбрано это юрлицо будет на срок «не менее десяти лет».

То есть, некое предприятие, прошедшее условный конкурсный отбор, станет законным монополистом в сфере вывоза отходов на много лет вперед.

Поневоле закрадываются сомнения: для чего городу предлагается закон, по факту лоббирующий интересы абстрактного юрлица?
По случайному стечению обстоятельств, автор законопроекта Илья Журавлев, покинувший пост коммерческого директора ООО «КП Чистый город», отношение к мусорному бизнесу все же имеет. Как сообщают открытые источники, единственным владельцем данной компании является супруга депутата — Наталья Владимировна Журавлева.

В случае если документ в данной трактовке таки будет принят, только одно местное предприятие сможет реально претендовать на статус регионального оператора — ООО «КП Чистый город».

Депутат законодательного собрания Александр Караваев, заместитель председателя комитета по городскому хозяйству, считает, что данная правовая коллизия характерна не только севастопольскому, но и федеральному закону, который собственно и послужил платформой для местного документа:


Изменения внесены в федеральный закон по всей России и они спорные. ФАС (федеральная антимонопольная служба — ред.) изначально было категорически против этих поправок, но они все же были приняты. Противоречия никуда не делись и для Севастополя.
Одно из критических изменений — то, что вводится понятие регионального оператора. Это фактически монополист, за которым закрепляется часть региональной территории и он является «главным», остальные работают с его разрешения.
Многие предприятия, которые раньше работали в Севастополе, сейчас фактически выкидывают их рынка. А на их место приходят новые, которые не всегда понятно как работают и как образом выигрывают конкурсы.

Вы помните, год назад, летом, в городе шла «мусорная война» и улицы не убирались? Обсуждаемый законопроект можно считать продолжением этой войны.


Куда более критически оценивает готовящийся закон юрист и председатель общественной организации «За Севастополь» Александр Талипов. По его мнению, документ абсолютно пустой:


«Закон сырой. По большому счету он цитирует и повторяет основные понятия федерального закона, использует основные понятия оттуда. И главное — текущий закон безосновательно наделяет огромными полномочиями некий уполномоченный орган от правительства, которым, скорее всего, будет департамент городского хозяйства. Ключевые моменты, которые указаны в документе: установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разработка и реализация региональных программ в области обращения с отходами, утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми отходами, нормативов накопления отходов — все это можно было бы закрепить официальном законом на основании анализов, сколько Севастополь вырабатывает мусора. Уверен, что за два года такая статистика накопилась. Этим законодательным актом мы все отдаем на откуп непонятному уполномоченному органу».


Олег Николаев, создатель общественного движения против мусора и несанкционированных Sevsvalki.net, согласен с тем, что Севастополь ждет мусорного закона уже 11 лет. Но тот документ, который был представлен 26 января, столь затянувшихся ожиданий не оправдывает.


Грамотно составленный закон действительно может стать первым шагом в ликвидации всех несакционированных свалок на территории Севастополя. Но сейчас мы имеем пустой формуляр, который правительство и не указанный, но уже уполномоченный, орган смогут сформировать под себя так, как сочтет нужным. Из документа, например, совершенно непонятно, как именно будет контролироваться деятельность регионального оператора и какие штрафные санкции будут вменяться за некачественно выполненную работу. Зато четко прописано, что работать он будет не менее десяти лет.

Как будет решаться вопрос с частным сектором, где договора на вывоз мусора заключены едва ли у половины домовладельцев? Кто будет нести ответственности за переполненные баки и замусоренные леса? В чьи обязанности входит нормальное обустройство контейнерных площадок? Будем ли мы и дальше складировать мусор на полигоне ТБО, по сути перекладывая мусор из одной точки в другую? Эти и многие другие вопросы остаются открытыми.

Мы дважды отправляли свои рекомендации по «мусорному закону» в Законодательное собрание, но ответной реакции на них так и не увидели.


А тем временем, пока «мусорный» закон обсуждается и подвергается критике, севастопольцы собственными силами очищают город от мусора.
Кто-то — собирая его собственными силами в рамках субботников.
Кто-то — в отчаянии сжигая зловонные кучи.

Система Orphus


comments powered by HyperComments

Copyright © 2014-2016

Все публикации защищены авторским правом.
В сети интернет разрешается копирование, в т.ч. отдельных частей текстов или изображений, видео, публикация и републикация, перепечатка или любое другое распространение информации только с обязательной активной, прямой, открытой для поисковых систем гиперссылкой на адрес страниц сайта http://primechaniya.ru/.

Связаться с редакцией портала вы можете по адресу: primechaniya.ru@gmail.com
Все вопросы касательно размещения рекламы: pr-primechaniya.ru@mail.ru

Новости Севастополя. Примечания

Яндекс.Метрика