Севастополь 2° ... 4°

Новогодняя блокада Ай-Петри: Что стоит за закрытием плато?

30.12.2016 17:35
Единственная автодорога на Ай-Петри закрыта до апреля — такого в Крыму еще не было. В ГИБДД говорят об угрозе лавин. Но снега здесь не больше, чем в 2013 году, а трасса расчищена и пригодна для движения, заявляют в Службе автодорог. На полном приводе и шипах ехать можно, пишет Минтранс. Тем не менее гаишники наверх не пускают. «Примечания» разбирались, что на самом деле стоит за блокадой главного новогоднего направления Крыма, и кому это может быть выгодно.

Что значит для Крыма плато Ай-Петри, напоминать излишне. Но все же напомним — это один из главных туристических магнитов полуострова. Причем, в отличие от большинства местных приморских курортов — круглогодичный. Летом сюда едут, чтобы насладиться прохладой и видами на раскинувшийся внизу Южный берег; осенью — чтобы погулять в багряных и золотых лесах, где много грибов и ягод. А зимой плато Ай-Петри — практически единственное место на полуострове, где можно вволю и без особых опасностей покататься на сноуборде и горных лыжах. Здесь есть несколько горнолыжных трасс разной степени сложности, есть подъемники — не Куршавель конечно и не Роза Хутор, но другого выбора нет.

И вот с 1 декабря дорогу на Ай-Петри закрыли — до 1 апреля. Почему, не понимают даже таксисты и предприниматели с плато. «На посту ГАИ у водопада Учан-Су разворачивают всех, — говорит Иван Петрович, предприниматель, занимающийся прокатом снегоходов. — Даже документы на право собственности на объекты на Ай-Петри не помогают. Несколько раз пропустили только людей на джипах, у которых в паспорте стоит прописка в поселке Охотничье».

Не пускают на плато и со стороны Соколиного. «Круглые сутки тут стоим, — сказал корреспонденту «Примечаний» гаишник из патрульной машины, припаркованной выше села. — Раньше ниже стояли, теперь пост перенесли, потому что нас умудрялись объезжать. Почему закрыли, не знаю, говорят, лавина может сойти». «Но трасса же расчищена», — показываю на отлично утрамбованный грейдером снежный серпантин. «У меня приказ», — разводит руками гаишник.

Значит ли это, что о снежных забавах, шашлыках и глинтвейне в зимних кафешках на плато можно забыть?

Нет, вы можете туда подняться на канатке из Мисхора за 350 рублей в один конец. Но в темное время суток канатную дорогу выключают, поэтому если вы привыкли встречать на Ай-Петри Новый год — вам, скорее всего, придется искать там ночлег до рассвета. А если вы тащите с собой сноуборд, горные лыжи и рюкзак с термосом — приготовьте еще 1500 с человека за проезд от верхней станции фуникулера до склона на снегоходе. И успеть назад до окончания работы канатки.

А работает канатка всего лишь с 11:00 до 16:00. И то если ветра нет. Еще один вариант — подъем на снегоходе от водопада Учан-Су. Берут за такой подъем по 2000 рублей с человека.

Правда ли, что дорогу закрыли из-за угрозы схода лавин?

Гаишники ссылаются на приказ Министерства транспорта Крыма №301 от 30 ноября 2016 года «Об ограничении или прекращении движения транспортных средств на отдельных участках автодорог регионального или межмуниципального значения». О лавинах в нем нет ни слова. Этим приказом в период с 1 декабря 2016 года до 1 апреля 2017 года установлено временное ограничение или прекращение движения транспорта на участке «Соколиное — Ай-Петри — Учан-Су». Однако в приказе №301 есть исключения. Они действуют для транспортных средств категории М1 повышенной проходимости, оборудованных средствами противоскольжения. Это внедорожники и кроссоверы на зимней шипованной резине или с цепями на колесах.

Приказ этот стандартный, точно такой же действовал на этой дороге и в прошлом году. Значит, подниматься на плато разрешено многим? Да, Минтранс Крыма разрешает. Но гаишники, которые ссылаются на его приказ, не пускают вообще никого — только снегоходы и прописанных. Хотя, если путникам действительно грозит лавина (в чем есть большие сомнения), то не все ли ей равно, кого смести с дороги — автомобиль, снегоход или пешехода? И какая лавине разница, прописан там человек или нет?

Странно, очень странно.

Загадка Ай-Петри 

Начальник Управления ГИБДД МВД по Республике Крым Анатолий Борисенко подтвердил «Примечаниям», что дорога на Ай-Петри закрыта из-за угрозы схода лавин. «Пропустить могут только тех, кто прописан, но смотря, на каких они транспортных средствах передвигаются. Если у них нет средств противоскольжения, то никто им дорогу не даст, безопасность превыше всего. Такие ограничения понятны, ведь если лавина сходит, она «не смотрит», какие там автомобили или люди», — сказал Борисенко.

«Проезд закрыт полностью, даже для специального транспорта, — сообщили «Примечаниям» в пресс-службе Министерства транспорта. — У "Крымавтодора" нет техники там работать и убирать метровые сугробы. В связи с этим пункт ДПС пропускает только жителей, которые прописаны в селе за постом. Ограничения могут быть сняты только при соответствующих погодных условиях».

Однако по информации «Крымавтодора» ситуация выглядит совершенно иначе. Директор филиала «Ялтинское ДРСУ» ГУП «Крымавтодор» Павел Бондарчук заверил, что дорога на Ай-Петри расчищена, транспорт может по ней ездить при наличии средств противоскольжения.

Получается интересная схема. Минтранс издает приказ, согласно которому машины категории М1 должны пропускать. Но тут же сам себя устно опровергает тем, что якобы не расчищены дороги. В «Крымавтодоре» утверждают, что дороги свободны. В ГИБДД сообщают, что никого вообще не пропустят, так как «лавина не смотрит, всех завалит». При этом снегоходы за 2000 рублей пропускают.

В пресс-службе МЧС нам подтвердили: проезд пока открыт только для тех, кто прописан в этом районе. Людей пускают, если их автомобили оборудованы цепями и обладают повышенной проходимостью. Такое положение вещей просуществует до тех пор, пока сохраняется лавиноопасность. Если будет потепление — дорогу откроют. Однако в пресс-службе МЧС утверждают, что решать это будут… сотрудники ГИБДД.

С каких это пор гаишники стали у нас экспертами по лавинной опасности?

По факту оказывается, что на плато не пропускают автомобили категории М1, препятствуют тем, кто там проживает. Так один из владельцев небольшого кафе на плато сообщил нам на правах анонимности, что не может провезти строительные материалы и завершить ремонт своего заведения — пост ГИБДД его разворачивает назад.

Подготовка к сносу? 

Зам председателя Ялтинского горнолыжного клуба Виталий Снегуренко утверждает, что для жителей Крыма такая ситуация — «преступление», причем не оправданное ничем: зимний отдых на плато теперь под запретом. Более того, члены клуба не могут попасть в свои домики. Люди показывают документы, подтверждающие право собственности на постройки, но их не пропускают.

«Мы пытались разобраться, кто за этим стоит. Круг замкнулся. Дорожники говорят — дорога чистая, обращайтесь в МЧС. МЧС нас отправляет в ГИБДД. ГИБДД говорит, что нужно спрашивать у МЧС. Конкретно никто не отвечает. Мы делаем, все что можем, но результата нет — два поста стоят круглые сутки»,— возмущается горнолыжник.

Правдоподобную версию происходящего все же удалось услышать — но не от чиновников, а от коммерсантов, работающих на самом плато.

Представители власти еще при Украине заявляли, что коммерческие постройки там установлены незаконно, что расположены они прямо на территории заповедника, что канализационные стоки оттуда стекают в карстовые полости, а мусор предприниматели (главным образом, крымско-татарского происхождения – прим. ред.) часто выкидывают со склона вниз. Как бы там ни было, «шалманы» стоят на Ай-Петри третий десяток лет, платят за воду и электроэнергию (предприниматели утверждают, что платят и налоги), а кое-кто в них даже прописан.

В конце сентября глава правительства Крыма Сергей Аксенов заявил, что все это будет снесено. «В этом году мы этот процесс (сноса шалманов на Ай-Петри) закончим. Соответствующие управленческие решения будут приняты. Мы уже поговорили с силовиками на эту тему, с их стороны будет организована полноценная поддержка», — сказал тогда Аксенов. Его поддержал глава Общественной палаты Григорий Иоффе.

По словам работника одного из заведений на плато, за минувшее лето тут прошло около 50 проверок. Приходили все: сотрудники лесного хозяйства, МВД, Минэкологии, проверяли газ. В октябре, когда работников буквально изводили проверками и расклеивали листовки о сносе, люди пытались выйти на крымских журналистов. Однако изложить их позицию в СМИ никто не соглашался.И вот теперь власти на всю зиму закрыли единственную доступную дорогу на Ай-Петри.

Владельцы кафе и прочих туристических сервисов на плато убеждены, что таким образом их вынуждают свернуть бизнес. Потому что предпринимателей сейчас на Ай-Петри тоже не пускают, даже по документам о праве собственности на строения.

Сейчас они не могут открыто доставить на плато ни продукты, ни питьевую воду, ни топливо. Да что там — сами не могут проехать. Приходится идти на хитрости, всем впрочем давно и хорошо известные: блокада Ай-Петри уже превратилась для кого-то в кормушку.

«От этого страдаем не только мы, но и те, кто работает внизу в Бельбекской долине. В селах у русских магазинчики. Работники спускаются с плато с деньгами, покупают еду и многое другое. А теперь деньги останутся только на хлеб», — рассуждает крымский татарин, торгующий наверху.

Версия о том, что Ай-Петри закрыли на четыре месяца, чтобы вынудить торгующих там крымских татар покинуть плато, вполне логична. Напомним, незадолго до воссоединения Крыма с РФ украинские власти полуострова предприняли попытку силового сноса «шалманов» — для этого в Крым даже привезли «Беркут» из Киева. Штурм состоялся и даже был успешным, но то ли из-за шума, то ли из-за коррупции городок самостроев на плато снова наполнился привычной жизнью.

Если Аксенов действительно решил повторить попытку Могилева, он действует хитрее: до 1 апреля блокированный городок обезлюдит хотя бы наполовину и снести его будет проще. Да и подкрепление коммерсантам, в случае чего, труднее будет снизу подвезти. Но причем тут все крымчане и туристы, которых до весны лишили Ай-Петри?

30 декабря «татарская» версия закрытия дороги Ай-Петри косвенно подтвердилась. Сергей Аксенов заявил, что самострои на плато, а также в Алуште и Коктебеле будут снесены, причем на «внебюджетные средства». То есть, какой-то неведомый частник сначала выкупит их у нынешних владельцев, а потом снесет. После этого в Алуште и Коктебеле, по словам Аксенова, построят, наконец, широкие набережные и пляжи.

Что неведомый инвестор планирует сделать на Ай-Петри, никто пока не сообщает. Но уже звучали заявления, что восстанавливать там первозданную природу, как собирались ранее, не будут — там возникнет какой-то объект. Кто именно решил принудительно выкупить у татар их пестрое ай-петринское хозяйство, можно только гадать.

«Сюда приезжал Герман Греф, восхищался плато, — рассказывают предприниматели на плато. — Были тут и чеченские важные товарищи, тоже тут осматривались. Заповедник они тут делать точно не будут: скорее всего, поставят 1-2 дорогих ресторана, и точка».

Но собственники торговых точек намерены держать оборону даже несмотря на блокаду трассы. Они утверждают, что все необходимые документы на постройки у них есть.

«Мы тут хотели сделать все по уму. Даже очищать канализацию, чтобы потом техническую воду использовать для своих нужд. Была мысль поставить биотуалеты, подвести воду, но нам ничего не дают делать. Смысл нас прогонять, мешать облагораживать тут все, чтобы потом воткнуть другие постройки?» — возмущаются торговцы на Ай-Петри.

Звезда Отечества

Еще одна версия, возникающая у всех, кто пытается понять причины столь длительного закрытия трассы «Учан-Су — Ай-Петри — Соколиное»: если канатная дорога осталась фактически единственным легальным путем на плато, то не для обогащения ли ее владельцев устроили блокаду?

Версия эта в целом не подтверждается. Часы работы канатки из Мисхора остались прежними: с 11:00 до 16:00. Стоимость проезда тоже не выросла: 350 рублей. Да и людей особо не прибавилось. «Народу как обычно. На Новый год может и больше станет, но пока все по-старому», — комментирует наш собеседник на предприятии.

Однако если вы по привычке думали, что канатной дорогой — грандиозным и уникальным сооружением с длиннейшим в Европе безопорным пролетом — распоряжается государство лице города Ялта или Республики Крым, вы заблуждались. Владеет канатной дорогой компания ООО «Старинвест» Надежды Олефир. Помимо канатки «Мисхор — Ай-Петри» этому предприятию принадлежат фуникулер между ялтинской набережной и Дарсаном, заведения «Кусто» и «Народное кафе №1» в Ялте, а также кафе «Верхнее» непосредственно на плато.

К слову, женщина эта известна далеко за пределами полуострова. В мае ей вручили орден «Звезда Отечества», учрежденный Советом Федерации при поддержке администрации президента и правительства России. В 2016 году ее предприятие «Старинвест» стало победителем Всероссийского конкурса «100 лучших предприятий и организаций России — 2016». В ноябре Надежда Олефир получила еще и орден «Патриот России».

Мы пытались поговорить с руководством ООО «Старинвест», но по ялтинскому номеру предприятия нам никто не ответил. Другого способа связи с Надеждой Олефир мы не нашли.


Надежда Олефир

Кстати, в отличие от остальных заведений, кафе Надежды Олефир там и останется. Сообщил об этом глава администрации Ялты Андрей Ростенко. По его словам, на Ай-Петри будет только один ресторан, который и находится в здании канатной дороги. В этом конкретном случае у плато может появиться монополист. Какими после этого окажутся цены в кафе «Верхнее» — можно только гадать.

Итог: посты стоят, хозяева бизнесов на плато терпят убытки, чиновники готовят почву для нового монополиста. А крымчане могут забыть о привычном Новом годе на Ай-Петри.

Мы связались с несколькими крымскими агентами, организующими отдых на плато. Одни говорят, что добираться придется по канатной дороге, а дальше «неизвестно как». Другие — просят «подождать», так как хозяева должны решить вопрос с подвозом воды и еды: неизвестно, пропустят машины или нет. 

Система Orphus




comments powered by HyperComments


Copyright © 2014-2017

Все публикации защищены авторским правом.
В сети интернет разрешается копирование, в т.ч. отдельных частей текстов или изображений, видео, публикация и републикация, перепечатка или любое другое распространение информации только с обязательной активной, прямой, открытой для поисковых систем гиперссылкой на адрес страниц сайта http://primechaniya.ru/.

Связаться с редакцией вы можете по адресу: primechaniya.ru@gmail.com или по телефону: +7 (978) 049-30-62
Все вопросы касательно размещения рекламы: pr-primechaniya.ru@mail.ru

Новости Севастополя. Примечания

Яндекс.Метрика