Иск ГБУ «Дирекция капительного строительства» к ООО «Ямалспецстрой» на сумму 14,5 млн рублей появился на сайте арбитражного суда. В ноябре 2017 года эта фирма выиграла конкурс на строительство кольцевого газопровода высокого давления от ГРС-1 через Балаклаву и Фиолент к бухте Казачья. Газопровод должен снабдить топливом обширные дачные районы Гераклейского полуострова и восполнить дефицит газа на крупнейшей ТЭЦ в Камышовой бухте.
Стоимость строительно-монтажных работ по газопроводу оценивается 460 млн рублей. С проектированием – около 600 млн. Источник финансирования – федеральный бюджет.
Сомнения в том, что газопровод будет сдан вовремя, возникли еще на этапе заключения контракта. В декабре 2017 года «Примечания» писали о том, что «Ямалспецстрой» - микропредприятие с официальной численностью сотрудников до 15 человек, которое успело оскандалиться в Улан-Удэ из-за невыплаты зарплат рабочим, которые начали бастовать и остановили стройку.
Но конкурсная комиссия решила, что участника можно допустить к объекту, и контракт был заключен. Через шесть месяцев произошел аналогичный скандал – строителям кольцевого газопровода перестали платить зарплату и стройка остановилась. Позже рабочие добились выплат через прокуратуру.
Сдать газопровод необходимо было через год – к 1 декабря 2018 года.
Иск правительства Овсянникова к «Ямалспецстрою» был зарегистрирован 15 февраля, судебных актов на сайте пока нет. Как сообщили «Примечаниям» в правительстве Севастополя, капстрой пытается отсудить у подрядчика штрафы и пеню за нарушенные сроки.
Выяснилось, что правительство в одностороннем порядке расторгло контракт с «Ямалспецстроем» еще 29 января этого года: «Подрядчик не выполнял условия», - говорят чиновники. На сайте госзакупок также говорится о ненадлежащем качестве работ. Между тем, сообщений о расторжении контракта не было ни в прогубернаторских СМИ, ни на официальном сайте правительства Севастополя.
При общей стоимости контракта в 460 млн рублей фактически исполнителю было выплачено 181,3 млн рублей. Из них 140 млн рублей аванса «Дирекция капитального строительства» смогла вернуть, отсудив эту сумму у банка, выдававшего гарантию, сообщили источники.
То есть подрядчик смог заработать примерно 40 млн рублей, из которых еще должен выплатить 14,5 млн штрафов и пени.
Сейчас стройка остановлена. Идет инвентаризация, переписка с федеральными министерствами: в правительстве не говорят, по поводу чего. Возможно, она касается доведения новых лимитов в связи с началом финансового года.
Нового подрядчика определит очередной конкурс. В капстрое прогнозируют, что объявить его можно будет в марте. Другие собеседники в правительстве говорят, что это невероятно оптимистичный прогноз, и называют срок в один год.
Если учесть, что «Ямалспецстрой» был единственной компанией, заявившейся на конкурс, который состоялся лишь с третьего раза (участвовать в первых двух не хотел вообще никто), то пессимистичные прогнозы более реальны. Прогнозов по вводу трубы в эксплуатацию у чиновников теперь нет вообще.
В правительстве говорят: если Овсянников снова будет настаивать на нереалистичных датах, фиаско повторится. Год на строительство подобного объекта – это слишком мало.
Постоянные срывы крупных федеральных строек в Севастополе источники «Примечаний» связывают с лихорадкой показухи. В попытках представить город передовым и прогрессивным потребителем федеральных дотаций, чиновники устанавливают неадекватные сроки – не только на строительно-монтажные работы, но и на проектирование.
На строительство детсадов и школ отводится по полгода. Согласно плану организации строительства скандального парка Победы, на строймонтаж отведено 22 месяца, а с подрядчиком подписывается контракт на год. В итоге сейчас в этой разрухе копается уже третья фирма. Сроки снова отодвинуты, губернатор обещает открытие парка в мае, чиновники в кулуарах признаются: раньше сентября ничего полноценно достроенного люди в парке не увидят.
«Сценарий в Севастополе почти всегда один, - рассказывает один из собеседников «Примечаний». - Сначала на скорую руку чертят проекты, потом точно также галопом пытаются работать подрядчики. Нормальной коммуникации с властями нет, сопровождение объектов фактически не ведется. Подрядчик неминуемо начинает срывать сроки, а правительство – присылать штрафы. Заканчивается все это расторжением контракта».
Так было с парком Победы, так было с КОС «Южные», так произошло и с кольцевым газопроводом. Разработчиков генплана Севастополя постигла та же участь даже при том, что работу фирма завершила.
Нельзя сказать, что не делается вообще ничего. По федеральной целевой программе в Севастополе за время губернаторства Овсянникова введено в эксплуатацию 22 объекта капитального вложения:
Но крупных объектов – ни одного. В Севастополе нет онкоцентра, нет больницы скорой медицинской помощи – тоже срыв, тоже суды с подрядчиком, тоже ноль на выходе. Хотя этот же подрядчик успешно достроил аналогичную больницу в Симферополе.
В то же время у Севастополя есть объявленная главой города стратегия «опережающего проектирования». Всего за пару последних месяцев 2017 года капстрой заказал проектные работы по 70 объектам на сумму свыше полутора миллиардов рублей. Необходимость в большой части этих объектов давно назрела — подстанции скорой помощи, сельские клубы и ФОКи, детские сады и новые корпуса школ, пожарные депо и лечебные учреждения.
Но есть и такие «проекты с размахом», которые могли бы подождать: строительство многофункционального спортивного дворца в Балаклаве с ледовой ареной, крытого катка на улице Мельника, станции гребного и парусного спорта, спасательной станции с тремя боксами и автомойкой на мелководном пляже Омега. Ну и, конечно, огромный театр оперы и балета на мысе Хрустальный. Целесообразность всех этих проектов, в том числе и по застройке популярных пляжей, никто не обсуждал ни с общественностью, ни с муниципалитетами.
Кто все это будет строить – непонятно. Стоит ли удивляться, что неадекватные контракты берут соответствующие подрядчики.