40 лет назад состоялся спуск на воду легендарного авианесущего крейсера — флагмана российского ВМФ «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Вспоминаем ключевые вехи и уникальные особенности корабля.
«Адмирал Кузнецов» вошел в историю кораблестроения как первый в СССР авианосец, собранный из крупногабаритных блоков — каждый весом до 1700 тонн. Всего для сборки потребовалось 24 блока.
Еще одно новшество — объемное компьютерное проектирование внутренних помещений. Такой подход к планировке корабельных пространств применялся впервые.
Для обучения летчиков технике взлета и посадки на палубу корабля под городом Саки (Крым) создали наземный испытательный тренажер корабельной авиации (НИТКА). Именно там будущие пилоты отрабатывали навыки, необходимые для работы с авианосцем.
«Адмирал Кузнецов» — единственный авианесущий корабль, имеющий право заходить в Черное море. Это исключение из правил конвенции Монтре (1936г.), которая ограничивает проход через проливы Босфор и Дарданеллы для авианосцев. Документ строго регламентирует, какие типы кораблей могут перемещаться через эти стратегические водные пути. Таким образом, «Адмирал Кузнецов» — не просто флагман российского флота, но и уникальный инженерный и исторический объект, сочетающий новаторские решения и особый правовой статус.
За время проектирования и строительства корабль неоднократно переименовывали. Изначально в проекте он значился как «Советский Союз». Затем получил название «Рига».
В 1983 году авианосец был переименован в «Леонид Брежнев», в честь советского лидера, а спустя два года стал «Тбилиси». И только после корабль получил окончательное имя — «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (1990г.).