В 70-х годах Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС) разработал сетку маршрутов в самых привлекательных для туристов местах большой страны. Около 20 таких троп появилось в Крыму — сейчас их называют «плановыми».
На маршрутах ВЦСПС оборудовал базы — плановые стоянки. На полянах залили бетонные площадки, поставили домики или большие палатки. Построили металлические души, большие кострища, навесы для вечерних посиделок, столовые. На стоянке «Научный», к примеру, столовая могла вместить одновременно до 100 человек.
По грунтовым дорогам далеко в горы завозили большие печи, матрасы, кровати, спальники. Заготавливали дрова и продукты — все для того, чтобы поход проходил в максимально щадящем для отдыхающих режиме. Неподготовленным туристам перед походом выдавали со склада даже ботинки.
Тех, кто не носил с собой еду и снаряжение, спал на теплом матрасе и особо не напрягался во время дневных переходов по 8-15 километров, спортивные туристы прозвали «матрасниками». И это слово до сих пор в ходу: так называют тех, кто едет в горы, но при этом не готов отойти хотя бы на пару километров от собственного автомобиля. «Матрасник» ни дня не может прожить без душа, а о ночевке в палатке при нем лучше даже не заикаться.
Путевки на плановые маршруты распространяли через профсоюзы. Они стоили 100-120 рублей. Но члены профсоюза оплачивали лишь 10 процентов стоимости. С собой на отдых можно было взять своих детей-старшеклассников. За них профсоюз готов был заплатить половину. Другим членам семьи — мужьям, женам, братьям — погашали 25%, если они тоже были членами профсоюза. Но у них была другая возможность сделать поездку дешевле: оформить ее у себя на предприятии. Студенты и вовсе могли попасть на турбазу бесплатно — их награждали путевками за учебные или спортивные достижения.
Крымские маршруты были весьма популярны. Во-первых, походы здесь никогда не были сложными: плановые стоянки располагались в те времена через каждые 8-10 километров, снаряжение и продукты с собой нести было не нужно. А в горах Алтая, к примеру, спальник и тушенку нужно было тащить с собой в рюкзаке — из-за сложности рельефа не было возможности подвозить все это на автомобиле.
Во-вторых, в Крыму была и своя «замануха»: тех, кто прошел 10-дневный поход по горам, ждала неделя отдыха на берегу моря.
Сезон на плановых маршрутах длился с 15 мая по 15 октября. Первые группы были относительно небольшими — 15-17 человек. Но в середине лета на больших стоянках собирались уже по 2-3 группы по 30 человек. Каждый вечер люди встречались, знакомились, устраивали вечера с песнями под гитару, спортивные игры, театральные представления, КВН-ы. А утром расходились по своим маршрутам.
Были у «плановиков» и свои традиции. Каждая группа, уходя со стоянки, должна была приготовить 30-литровую кастрюлю компота и оставить ее у печи. И те, кто приходили на стоянку к вечеру, едва волоча ноги от жажды, невероятно радовались такому подарку. Каждая группа к концу похода должна была сочинить гимн или песню о своем, полном приключений, отдыхе. Такой вот пионерлагерь для взрослых.
Отдыхать в Крым приезжали со всего Союза. До 70% отдыхающих — женщины. Профессии самые разные: от крановщиков до профессоров. Больше половины участников групп возвращались не в первый раз — им нравился именно такой вид отдыха. Крымчане тоже ездили — в горы Кавказа, на Волгу и Енисей, в походы вокруг Иссык-Куля.
Вокруг плановых стоянок кормились и крымские самодеятельные туристы. Продуктов на «плановиков» выделяли столько, что они попросту все не съедали. Поэтому у коменданта «Научного» или «Богатыря» всегда можно было разжиться тушенкой или сгущенкой — бесплатно, горой дров для пионерского костра — за рубчик. Не в сезон могли пустить переночевать в домик на матрас, разрешить принять душ или поиграть на спортплощадке в волейбол.
Расцвет плановых маршрутов пришелся на конец 70-х — начало 80-х годов. Уже в 1986 году плановая стоянка «Ворон» на самом знаменитом всесоюзном плановом маршруте №22, идущем от Ангарского перевала в Восточный Крым, перестала работать. Притихла жизнь и на других базах: теперь плановые стоянки располагались не каждые 8-10 километров, а минимум через 12-15. Через несколько лет почти все они пришли в запустение. Самые крупные — «Научный», «Кок-Асан», «Богатырь», «Маски», «Чайный домик» — работали еще в начале 90-х.
Сейчас в горах Крыма от планового туризма остались лишь следы — большие бетонные нашлепки в местах бывших крупных стоянок. Домики, печи, склады давно растащили. Тропы плановых маршрутов пока стараются содержать в порядке: расчищают, обновляют маркера, наносят на современные карты.
А на Юго-Западном Кавказе, к примеру, многие плановые тропы за 20 лет совсем заросли. Идешь в чаще, смотришь на карту: ну вот же обозначена тропа. Видишь перед собой огромное поваленное дерево, а на нем маркер — была и исчезла.
В последние годы много говорят о развитии туризма в Крыму. Но если создание условий для классического пляжного отдыха требует огромных капиталовложений, то организация активного отдыха может стать прекрасным антикризисным предложением.
Не пора ли нам возродить сеть плановых стоянок и турбаз? Ведь крымская природа — это то, ради чего люди готовы возвращаться на полуостров из года в год, несмотря на плохой сервис, убитую инфраструктуру и высокие цены. А россияне, по общему мнению местных турагентов, отличаются от украинцев тем, что меньше склонны валяться на пляже и больше — ездить и ходить. Если создать для них минимальные комфортные условия, таких туристов станет намного больше.