В июне замминистра экономразвития РФ Евгений Елин поручил руководству Севастополя и Республики Крым разработать механизм возврата национализированного на полуострове имущества прежним собственникам. Речь шла об объектах потребительской кооперации — объединения «Крымпотребсоюз». Председатель комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков заявил, что отмена национализации в Севастополе и Республике Крым неизбежна, если при её проведении были нарушения закона: «Имущество потребительской кооперации принадлежит гражданам, которые являются пайщиками, членами кооперативов. И национализировать такие предприятия можно только в том случае, если есть долги перед государством, которые невозможно погасить, кроме как с помощью национализации». Но, похоже, что правительство Севастополя в очередной раз восприняло поручение Москвы с точностью до наоборот — 8 июля Меняйло подписал постановление о национализации Центрального рынка, принадлежащего тому самому «Крымпотребсоюзу».
Вместе с центральным рынком в «черный список» губернатора попал птичий базар на Толстого, 14а, а также четыре автостанции (улица Вокзальная, 11; площадь Захарова; Инкерман, Симферопольское шоссе, 19; Кача, улица Первомайская, 3), гостиница по улице Партизанской, 4а, овощная база по улице Гидрографической, 11, торговый павильон по улице Фадеева, 25а, магазины по улицам Ясная, 2, и Благодатная, 5, административное здание по улице Керченской, 18, топливная база по улице Нефтяной, 2, и 15 автозаправочных комплексов. Сделано это было с простой формулировкой — «с целью уточнения перечня объектов недвижимого имущества, подлежащих национализации» в постановлении губернатора от 28 февраля 2015 года (№ 123-ПП), которым градоначальник забрал имущество и активы ООО «Жил–уют», ООО СРУП «ССЗ «Лазаревское адмиралтейство», ООО АТП «Севмортранс», а также строение на 66–м километре автодороги Ялта — Севастополь, терминал и взлётно–посадочная полоса аэропорта «Бельбек».
Также 28 февраля 2015 года Меняйло отдельным постановлением правительства города (№ 118-ПП) национализировал «Севморзавод» президента Украины Петра Порошенко с относящимися к нему активами в городе — всего 13 объектов. Это произошло после того, как депутаты заксобрания отклонили предложение губернатора национализировать вместе с заводом Порошенко предприятия, переоформленные в российском правовом поле и выплачивающие сотни миллионов налогов в городскую казну. Среди них, например, обнаружили себя последние иностранные инвесторы Севастополя — арендаторы винодельческого завода «Инкерман». Сегодня исполнительная власть предпочитает об этом молчать, так как проект финнов в Севастополе стал выставочным для приглашения в Россию зарубежных капиталов.
Почему депутаты выступили за законный способ перевода отдельных предприятий в государственную собственность, в программе «Остров» с Олегом Николаевым рассказал народный мэр Севастополя Алексей Чалый. Он уверен, что так называемаемой незаконной национализации в отношении того же «Севморзавода», можно было избежать, если бы губернатор следовал федеральным законам. Имеющаяся в России нормативная база, по его словам, не позволяет иностранным гражданам, которым является президент Порошенко, владеть объектами, являющимися стратегическими для государства с точки зрения обороны и безопасности. Чалый считает, что для возвращения городу «Севморзавода», который планировалось использовать для обслуживания Черноморского флота, российские законы являлись «серьезной юридической зацепкой и основанием». «Потому что, как справедливо замечают многие граждане, войдя (на «Севморзавод») как собственик, он (Порошенко), в общем-то, мало, что там сделал. Если вообще что-то сделал. И тогда, после финансовой разборки в суде, могло бы оказаться так, что мы бы еще иски предъявили к нынешнему президенту Украины, чтобы он компенсировал все убытки от своего прекрасного управления «Севморзаводом», — сказал Чалый. Законные методы перевода завода в госсобственность позволили бы развивать на севастопольском предприятии судостроительный кластер.
В настоящий момент по объектам, которые 8 июля этого года Сергей Меняйло решил национализировать, идут суды. К примеру, симферопольское ООО «Промхолдинг» в Арбитражном суде Севастополя требует вернуть себе автостанции (улица Вокзальная, 11; площадь Захарова; Инкерман, Симферопольское шоссе, 19; Кача, улица Первомайская, 3). Их правительство Севастополя забрало у компании 27 февраля 2015 года, издав распоряжение №93–РП «Об обеспечении функционирования объектов транспортной инфраструктуры города Севастополя», и отдало государственному унитарному предприятию «Севавтотранс». На тот момент это не было национализацией, ГУПу лишь поручили обеспечить бесперебойную работу и сохранность объектов и проинвентаризировать имущество и активов.
А нефтебаза по улице Нефтяной, 2, которая 20 февраля 2015 года была передана ГУП «Городской автозаправочный комплекс» распоряжением правительства Севастополя №73–РП «О закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за ГУП «Городской автозаправочный комплекс», вообще возвращена бывшему владельцу — черновицкому ООО «Стемв–Груп». Соответствующее решение принял 14 июня нынешнего года Арбитражный суд Севастополя.
Напомним, ГУП «Городской автозаправочный комплекс» являлся одним из самых убыточных активов, который курировало правительство Севастополя. Проверяющие органы неоднократно указывали на некачественный бензин, реализуемый на автозапраках правительства города. Весной этого года по подозрению в крупном мошенничестве был арестован советник губернатора Меняйло, отвечавший за управление «Городским автозаправочным комплексом».
«Это обычное уголовное преступление»В «Крымпотребсоюзе» считают национализацию Центрального рынка в Севастополе незаконной и готовят исковое заявление в суд об ее отмене, рассказал заместитель председателя «Крымпотребсоюза» Владислав Степанов.
Адвокат Жан Запрута, представляющий интересы ООО «Промхолдинг», подчеркнул, что четыре автостанции в Севастополе «не национализировали, а просто присвоили». И нынешняя национализация, по словам Запруты, незаконная: во–первых, в федеральном законодательстве нет такого понятия, как национализация, во–вторых, в Севастополе и Республике Крым нет оснований для национализации.
«Есть постановление Верховного совета Республики Крым о независимости, где имущество государства Украины, а также бесхозное имущество, имущество общественных организаций является собственностью Республики Крым. И аналогичный закон есть в Севастополе. Вот это мы привыкли понимать под национализацией, но на самом деле — это экспатриация, поскольку национализация подразумевает возмещение. Но ни один из этих актов не касается частного имущества. На эту тему есть разъяснение Минэкономики РФ», — пояснил Жан Запрута.
По его мнению, продолжение национализации в Севастополе — «подлая игра», комапния намерена обжаловать постановление губернатора.
«Они идут в суды договариваться, но на каком–то этапе это перестанет быть нормой. Вероятно они понимают, что все их распоряжения и постановления, подписанные непонятно на каких основаниях, в итоге будут признаны незаконными. И чтобы было хоть какое–то основание продлить эту вакханалию, они будут придумывать новые постановления. На мой взгляд, это обычное уголовное преступление, превышение служебных полномочий. Посмотрим, как будет реагировать прокуратура, которая должна вынести протест на это постановление (о продолжении национализации. — прим.), если она действительно занимается контролем за соблюдение закона всеми. А Следственный комитет должен провести проверку на тему, кто дал такие полномочия. По–моему, Меняйло себя считает генералом, а всех жителей Севастополя — солдатами срочной службы», — возмутился представитель ООО «Промхолдинг».
Получить комментарии ООО «Стемв–Груп» не удалось — на момент подготовки материала руководство компании отсутствовало на рабочем месте. В правительстве Севастополя от комментариев решения губернатора от 8 июля 2016 года воздерживаются. Сам Сергей Меняйло на звонки ForPost не ответил.