Один из отпускников, вернувшийся недавно из курортного Крыма в офисную Москву, рассказал, чем, по его мнению, хорош отдых в Крыму в 2016 году.
Немного предыстории— В Крыму я вместе с семьей бывал и раньше, довольно часто. С начала нулевых и с перерывами — до 2012 года, который оставил настолько тяжелое впечатление, что для себя мы решили, что с летним отдыхом в Крыму, наверное, надо заканчивать. Что не понравилось? Во-первых, огромные толпы отдыхающих. В основном с Украины, часто ведущих себя развязно, хамовато, при этом стараясь не потратить ни одной лишней копейки. Все больше приспосабливающаяся под эту публику инфраструктура — койко-места в мини-гостиницах типа «коридорное общежитие», с общими кухнями и без дворов. Забитые пляжи, с местами, занятыми сутками (разложенные и придавленные камнями куски тканей), горы мусора. При этом — высокие цены на проживание. После неоднократного отдыха в Европе и Подмосковье такой отдых вызывал уже ощущение бессмысленно потраченных денег. При этом мы никогда не сомневались, что крымская природа — это лучшее, что может быть на Земле, и в межсезонье регулярно, вместе со своими крымскими друзьями, ходили в горы на несколько дней в пешие походы.
Прошло несколько лет. Для Крыма они были судьбоносными. Теперь Крым вернулся домой, и мы решили попробовать вновь провести летний семейный пляжный отдых на полуострове.
Где отдыхать?К июньской поездке мы стали готовиться в феврале. «Аэрофлот» выбросил билеты. Решили ехать с 20-х чисел июня на три недели и приобрели билеты туда и обратно — получилось 25500 на троих человек.
В результате раздумий и поисков (впрочем, не очень долгих), решили не экспериментировать и снова остановиться в проверенном месте, у нашей знакомой хозяйки в поселке Симеиз. Почему Симеиз? Это первый и едва ли не единственный поселок в Крыму, который изначально задумывался как курортный. Создал этот поселок на месте маленькой татарской деревушки русский промышленник Мальцов. Курортный дух начала 20-го века до сих пор чувствуется: в планировке улиц, в старинных (увы, ныне часто полуразрушенных) виллах, в выложенных камнем лесенках, в парках и т. д. Кроме того, это одно из самых красивых мест на ЮБК с самым целебным воздухом.
С дозвоном до хозяйки возникли некоторые трудности. Так как последний раз у нее мы были еще «при Украине», то ее украинский номер, естественно, не работал. Но интернет знает всё, и мы дозвонились, немало удивив ее. Она нас вспомнила! Мало того, сказала, что они с мужем вспоминали нас недавно, задаваясь вопросом, почему мы перестали к ним ездить. Хозяйка расчувствовалась, рассказала, что людей последние два года было немного, но в этом году звонят уже с зимы, в основном из Питера и Москвы. Напоследок сказала: «Мы так рады и довольны, что теперь в России, у нас всё хорошо». Договорились на домик, который мы снимали ранее. Одна комната-спальня, кухня, санузел, веранда-беседка с зеленым двориком, Wi-Fi, мангал. Хозяйка назвала цену — 1500 рублей в сутки. Мы согласились. На всякий случай решили еще раз созвониться ближе к июню. Время пролетело быстро, и вот уже июнь — нам пора собираться в поездку.
Трансфер?В Крыму, без сомнения, лучше отдыхать с машиной. Где бы вы ни остановились, все рядом, до всего можно доехать, посмотреть и вернуться в тот же день. Но мы летим на самолете. Как добраться от аэропорта Симферополя до места отдыха? Есть несколько вариантов. Брать такси непосредственно в аэропорту — не вариант, как и везде, впрочем. Можно заказать по интернету местное, симферопольское такси. Например, цена на машину с кондиционером для поездки от аэропорта до Симеиза (это около 150 км) — от 1700 рублей (ехать 2 часа). Также от автостанции непосредственно в аэропорту регулярно отправляются автобусы (цена билета до Симеиза — около 400 рублей, багаж — 30 руб, идет 3 часа). Также можно доехать на троллейбусе или автобусе от аэропорта до центральной автостанции Симферополя (около ЖД вокзала), оттуда автобусы ходят чаще и в большее количество пунктов назначения, чем непосредственно из аэропорта. Но, когда я сказал одному из своих крымских друзей, что мы собираемся на отдых, он сказал, что довезет нас и по пути накормит чебуреками на Байдарских воротах. Мы не смогли отказаться.
Внезапные трудностиЗвоним хозяйке в начале июня. И вдруг — неприятность, наш домик уже занят. Я немного онемел — такого никогда с нами раньше не случалось. Мы же договорились! Как выяснилось, после нас ей позвонили из Белоруссии, семья, которая последние несколько лет отдыхала у нее именно в этом домике, и убедила сдать этот домик именно им. Она сказала, что сдаст нам такое же хорошее жилье, но другое. Я попросил день на раздумья. Мы стали смотреть другие варианты — это оказалось проблемой. Все, что нам нравилось, оказалось уже занято либо стоило неадекватных денег. Скрепя сердце, мы согласились. Но настроение перед отпуском испортилось. Стали одолевать не очень хорошие предчувствия по поводу предстоящего отдыха. Вспомнился «украинский» отдых. Неужели опять испорченный отпуск? С таким настроением мы улетали из Москвы.
Первый день в КрымуПерелет прошел отлично. Чистый, новый, огромный самолет «Аэрофлота». Красивые стюардессы, доброжелательное обслуживание. Понравилась новая фича «Аэрофлота» — камера из кабины пилота, передающая изображение на дисплей перед креслом на взлете и посадке. Не знаешь, куда интереснее смотреть — в иллюминатор или на дисплей. Большой выбор фильмов и мультиков для просмотра (в том числе самых свежих). Многие весь полет их и смотрели. Я постоянно смотрел в иллюминатор, прекрасно было видно Керченский пролив, Арабатскую стрелку, даже работы на месте строящегося Крымского моста! На выходе из самолета мы вдруг особенно сильно почувствовали, как в лицо ударил теплый крымский воздух с запахом раскаленных степных трав. Настроение сразу улучшилось. Новые «шаттлы» довезли нас до терминала. Просторное, современное здание, несколько лент выдачи багажа, все хорошо организовано. Самолеты прибывают буквально каждые 5 минут. Вся Россия: Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Челябинск и т. д. Много детей, молодежи. Багаж подождали около получаса. Прошли сквозь строй назойливых встречающих и привокзальных таксистов, на автостоянке напротив терминала нас уже ждали, и вот мы уже едем по крымским степям, впереди — горы и море. Остановились перекусить в ресторане недалеко от Байдарских ворот. Под цокот цикад перекусили крымскими чебуреками, попробовали янтык, выпили по бокалу вина. Цены вполне нормальные по московским меркам, все понравилось.
Поздно, в темноте уже доехали до жилья, хозяева вышли помочь перенести багаж, и мы заселились. После заселения (новый домик оказался не хуже и вполне нас устроил) хозяева подарили нам бутылку домашнего вина в честь приезда в Крым.
ОтдыхОпишу главные впечатления от Крыма и отдыха.
Отдыхающих по сравнению с последними «украинскими» годами, конечно, меньше. Нам это очень понравилось. На пляжах в июне было свободно. К июлю уже кое-где место надо было поискать, но все равно всегда место находилось.
На всех дорогах в Симеизе лежит свежий асфальт. Места общего пользования спешно реставрируют после украинского периода. Работы неимоверно много. Главная проблема, на мой взгляд, дикий самострой в «украинский период». Строили везде, где только можно: в 10 метрах от пляжа, в можжевеловых рощах, в парке у центральной аллеи, многоэтажки без документов, недостроенные, брошенные, дома, построенные без всяких норм и проектов. Это производит тягостное впечатление. Слышал, что власти Крыма озвучили, что с осени начнется большая чистка ЮБК от самостроя, надеюсь, действительно так и будет.
Следующее, что бросилось в глаза, — набережная почищена от шалманов и забегаловок. Она требует реконструкции еще с советского периода.
Чисто. Мусор стали убирать регулярно. Мусорные кучи стали редкостью. Техника ЖКХ — мусоровозы, поливальные машины – новая, современная.
Цены на продукты в магазинах на уровне московских от «Пятерочки» до «Перекрестка». Еще попадаются украинские товары, но немного. Уже часто можно расплатиться банковской картой. Мой «мастеркард» везде принимался без проблем. Проблемы, как ни странно, были у владельцев сбербанковских карт. Видел, что не могли снять деньги с карты «Маэстро» в местном банкомате. В Крыму фактически работает только один крупный банк – РНКБ.
Общепит (кафе и рестораны) на ЮБК очень дорогой, даже по меркам Москвы. Поесть (обычный обед, первое, второе, третье, салат и компот) в обычной столовой обойдется в 400-500 рублей на одного человека. В ресторане то же самое умножьте на три. Правда, можно найти отдельные места, где кормят неплохо и дешево. Но таких мест очень мало и их надо знать.
Цены на рынке высокие. Клубника и черешня оказались дороже, чем на рынке в Москве. Это было даже забавно.
Но зато дешевые местные морепродукты. Их мы ели практически каждый день. Барабулька, ставридка, окуни, копченые рапаны, мидии и т. п. Барабулька свежевыловленная, например, была по 150 рублей за килограмм. В ресторане она же жареная – 200 рублей 100 грамм.
Вина крымского — большой выбор, и цены ниже, чем в Москве. С прошлого года вино практически не подорожало.
Сотовая связь. Я решил не покупать местную сим-карту, подключил пакет «Крым» — все входящие бесплатно и пользовался московским номером. С работой общался по скайпу.
Пропали все обменники валюты, которые раньше были на каждом углу. Гривны на рубли, похоже, вообще никто не меняет.
Заметно изменение состава туристов. Они стали культурнее. Находиться среди отдыхающих нам было комфортно. С другой стороны, за два прошедшие года и отношение крымчан к туристам тоже улучшилось. Раньше в Крыму иногда приходилось сталкиваться с грубостью и хамством в отношении отдыхающих. В этот раз ни разу такого не было. Надеюсь, эти перемены будут продолжаться. Это был не «украинский» отдых, и от сердца отлегло.
Разговоры«В 2014 году к нам не приехал практически никто, — мы разговариваем с нашими хозяевами. — Только немного «беженцев» из Донецка, те, у кого были деньги. Год закончился с убытками. В поселке почти никакой работы нет, люди живут только за счет летнего сезона и отдыхающих, можете представить, какой это был год для многих. Сын стал ходить на охоту, это сильно помогло».
«В 2015 году люди понемногу потянулись. В итоге заработали примерно столько же, сколько потратили на жизнь. Но мы не жалуемся, нет, — говорит хозяйка, улыбаясь. — Даже если бы было еще хуже, мы бы не жалели».
«Отключения света пережили легко. Плохо было в больших городах — в Симферополе, Севастополе, Ялте. А в поселке какие проблемы — газ есть, готовить не проблема. Купили генератор… Да и сколько там его отключали… Уже все позади».
Мы с Алексеем и Леной, нашими друзьями из Севастополя, сидим в беседке среди можжевельника, жарим шашлык, пьем вино и разговариваем.
«С работой трудно, — говорит Алексей, он занимается логистикой. — После референдума я думал, что в Крым придут российские большие сети и будет бурное развитие, но они не пошли. Логистика развивается тяжело, все везут через паром, это дополнительные расходы и проблемы. Первый год, например, вся молочка в магазинах была прокисшая, просто не успевали довезти с материка. А своей не хватает. Украина объявила блокаду, наверное, думала, что ее от этого будут больше любить. Цены ты сам видишь. Зарплаты разные. Бюджетникам в основном нормально, пенсионеры, особенно те, которые оформили пенсию сразу, — получают хорошо. В частном секторе зарплаты подросли, но все равно с такими ценами – невысокие.
Откровенно говоря, трудно. Я не жалуюсь, просто рассказываю тебе, как есть.
Украина? Какая Украина, ты что? Это уже в прошлом, никто туда не хочет, кроме части татар. У нас есть такая пословица «Хоть камни с неба – мы – дома». В общем, ждем мост и верим в лучшее.
Многое портят местные чиновники. Первый год после референдума даже взяток никто не брал. Потом понемногу осмелели. Воруют. Неумело решают проблемы. В основном остались-то все те же самые.
Кстати, в Крыму получше, чем в Севастополе. В Крыму Аксенов всех построил, его хоть боятся. В Севастополе во власти между губернатором и заксобранием идет какая-то непрекращающаяся борьба, много бардака».
«Бизнес, конечно, после 2014 года просел», — это мы уже в гостях у других наших друзей — Сергея и Ирины из Симферополя. У них бизнес по торговле радиоэлектроникой.
«Связи с Украиной порвались, пришлось все выстраивать заново. Теперь работаем с Россией. Раньше работали 5 дней в неделю, теперь приходится работать каждый день». Зная, что Сергей был активным участником «Русской весны» в Крыму, подшучиваю: «За что боролись?». Сергей спокойно и серьезно отвечает: «Боролись за правду».
Когда спрашиваю про Украину, говорят: «Ты видишь, что сейчас на Донбассе? Вот так же, только еще хуже, было бы и здесь. Слава Богу, что все так получилось».
«С материка в Крым идут большие бюджетные деньги, — продолжает Сергей, — но огромные средства просто остаются неосвоенными и возвращаются в Москву. В чем проблема? Чиновники не умеют работать по новым правилам. Кроме того, подозреваю, что есть такая причина — если чиновник не видит возможности своровать из бюджета, то ему эти деньги осваивать просто неинтересно. За украинские годы чиновники совсем потеряли страх перед воровством бюджетных денег. Воруют не задумываясь. Из Москвы пока, видно, не хотят принимать жестких мер, не до того. Народ вроде накормлен, зарплаты и пенсии платят, свет подключили, мост строят, ну, а остальное пока подождет, не до этого — проблем в Кремле и так выше крыши».
«Татары? Они разные. Часть до сих пор молится на меджлис и ждет Украину. Часть, адекватные, просто живут дальше. Некоторые обижены на Путина, почему-то думают, что им должны были сделать крымско-татарскую республику, им же вбили в голову, что они «единственные коренные». Но в общей массе все сидят тихо, понимают, что сейчас в России бузить и бунтовать безнаказанно не дадут».
Мы едем в Ялту, которая производит такое впечатление, как и должна — фешенебельная набережная, импозантная публика, суета знаменитого курортного города. Отдыхающих очень много. Кроме всего прочего, у меня там тоже друзья – Лена и Юра. Мы с ними ходим в походы, договариваемся про эту осень. Между делом начинаю выспрашивать про жизнь.
«У меня мама и сестра в Херсоне, — рассказывает Лена. — Мама сразу после референдума в 2014 году позвонила нам и поздравила. А сестра кричала в трубку: «Какая Россия, вас обманут, как вы будете жить, вы что, верите Путину?». После этого с сестрой два года не разговаривали. Вдруг этой весной она сама позвонила мне, сказала, что «в Украине все-таки что-то идет не так». Потом приехала посмотреть, как мы живем. Она искренне верила, что мы голодаем и мучаемся. Посмотрела на все, уехала задумавшаяся. Теперь звонит и говорит: «Вы все правильно тогда сделали»».
Солнце, море, горыБыстро пролетели дни отпуска. Мы каждый день по два раза ходили купаться, плавали по часу и больше, благо вода была теплая, как в Египте – 23-24 градуса. Ходили на разные пляжи, некоторые из которых в украинскую бытность были закрыты, а теперь общедоступны. Потом неспеша шли по лесенкам и паркам поселка. Люди все прибывали. Стали появляться целые группы детей — мы видели спортивные команды из Подмосковья, Удмуртии, видимо, приехали на летние сборы. На улицах стало много отдыхающих, в кафе и ресторанах запели караоке и даже люди стали к ним заходить, несмотря на драконовские цены. Много автомобилей из разных российских регионов. Больше всего краснодарских (на них ездят и многие местные, это перегнанные машины), очень много питерских, естественно, много московских, а также Белгород, Тула, Тверь, иногда попадаются кавказские. Заметно, что многие впервые в Крыму, — спрашивают дорогу, как пройти к морю, где можно снять деньги и т. д. Нередко попадаются белорусские номера. Попадаются и украинские — украинцы, несмотря на плотную пропаганду, «непатриотично» прорываются в Крым отдохнуть. Часто машина с украинскими номерами едет с георгиевской лентой или флажком России. Наверное, на всякий случай, чтобы чего не подумали.
Незаметно подошел день отъезда. Когда мы уезжали, у хозяев были заняты уже все места, причем все семьи приехали с 2-3 детьми. Хозяйка поругивалась: «Как я устала от детей», — но видно было, что она довольна.
И вот мы уже снова едем по красивейшему Южнобережному шоссе среди захватывающих дух пейзажей. Новый терминал аэропорта, опять все быстро, четко. В кресле самолета я, как всегда, почувствовал, что мне совсем не хочется уезжать…