Депутат законодательного собрания Севастополя Сергей Кажанов отметил, что местные чиновники навязывают городу политическую конъюнктуру в угоду чьим-то интересам. Подобные решения губернатора ударят по инвестиционному климату в регионе, поскольку нет защиты частной собственности, считает сопредседатель общественного движения «Служу Севастополю» Олег Николаев.
На запрос ForPost с просьбой озвучить позицию в отношении постановления правительства Севастополя № 662-ПП, которым-де-факто началась вторая волна «национализации», прокуратура Севастополя ответила, что ею не проверялась законность принятия этого постановления. Напомним, губернатор Севастополя Сергей Меняйло подписал постановление № 662-ПП о внесении изменений в принятое еще 28 февраля 2015 года постановление № 123-ПП «О некоторых вопросах национализации имущества». Согласно этим изменениям перечень изымаемых активов был дополнен четырьмя автостанциями, Центральным и птичьим рынками, гостиницей, торговым павильоном, двумя магазинами, административным зданием, топливной базой и 15 автозаправочными комплексами. Причём за них судятся бывшие собственники, пытающиеся вернуть себе утраченные активы.
Владислав Степанов — заместитель председателя Крымпотребсоюза, у которого правительство забрало Центральный рынок — отметил, что в Крымпотребсоюзе считают национализацию объекта незаконной и готовят иск в суд. Адвокат Жан Запрута — представляет фирму «Промхолдинг», у которой забрали четыре автостанции, — подчеркнул, что активы «не национализировали, а просто присвоили». И продолжение «национализации», по мнению Запруты, — незаконное: во-первых, в федеральном законодательстве нет такого понятия, как национализация, во-вторых, в Севастополе и Республике Крым нет оснований для национализации.
После публикации нашим изданием сведений о продолжающейся «национализации» в правительстве Севастополя постарались оправдать свои действия, однако запутались в показаниях. Так, официальный представитель правительства Севастополя Кирилл Москаленко заявил, что о национализации «речи не идёт», и назвал происходящее «уточнением юридической терминологии». А в управлении по взаимодействию со СМИ правительства Севастополя ForPost сообщили, что продолжение «национализации» — «соответствует нормам законодательства Российской Федерации», а принятие постановления № 662-ПП лишь «уточняет перечень объектов недвижимого имущества».
Теперь же прокуратура Севастополя отстранилась от процесса — в ответе на запрос ForPost надзорное ведомство посоветовало: «граждане и юридические лица, считающие, что названным правовым актом (постановлением № 662-ПП. — Ред.) нарушены их имущественные права, вправе самостоятельно обратиться в суд».
Кажанов, отказавшийся поддерживать «национализацию» в феврале 2015 года, негативно отнесся к нынешнему ее продолжению. Он напомнил, что вполне определился изначально: в Конституции РФ нет такого понятия как национализация.
«Поскольку мы вернулись в состав России, то работать и жить мы должны по российским законам. Мы привыкли, что на Украине в угоду политической конъюнктуре так или иначе законы используются как кому-то выгодно. В России мы надеемся на другую жизнь. Но нам снова навязывают политическую конъюнктуру, использование ситуации как кому-то выгодно. Национализация — это, во-первых, неправомерные действия, во-вторых, это выглядит очень смешно, когда задним числом вносятся изменения в ранее принятые постановления правительства: нарушение нарушаемых законов».
Парламентарий удивился тому, что прокуратура Севастополя не высказала свою позицию, хотя надзорное ведомство иногда принципиально ведет себя по ряду вопросов: «национализация не предусмотрена федеральным законодательством», но прокуратура промолчала. В конце концов, подчеркнул Сергей Кажанов, надо определиться, как жить: по законам или с точки зрения «революционной целесообразности», политической конъюнктуры, «по понятиям».
Кажанов уверен, что правительство Севастополя продолжит «национализацию», просто внося дополнения в ранее принятые решения: «Они это уже делают». Депутат задался вопросом: а кто же может остановить правительство, ведь «национализация» может идти до бесконечности? «К примеру, предприниматель выступит в защиту своих соратников — и окажется неугодным, и его попытаются закрыть, "национализировать" его имущество и так далее. А завтра кому-то захочется провести приватизацию — и начнут работать "черные схемы", когда специально создаются задолженности у государственных унитарных предприятий. И имущество ГУПов, не имеющих возможности отдать долги, уйдет с молотка», — предупредил депутат заксобрания Сергей Кажанов.
Сопредседатель общественного движения «Служу Севастополю» Олег Николаев в беседе с ForPost подчеркнул, что любой большой бизнес-проект нуждается в гарантиях своих инвестиций, но на деле в 2015 году правительства Республики Крым и Севастополя провели банальный отбор чужой собственности и назвали это «национализацией имущества украинских олигархов».
«Только вместе с одним-двумя олигархами забрали собственность у десятков тысяч обычных крымчан и севастопольцев. Например, был захвачен Крымпотребсоюз, у которого больше 16 тысяч пайщиков. Людей просто выгнали с 28 рынков и из 300 магазинов. При этом судебного решения чиновникам не понадобилось. Зато теперь Крымпотребсоюзу приходится доказывать, что у них все незаконно отобрали. Получается, у севастопольцев и крымчан презумпции невиновности нет, и им приходится пытаться доказывать своё право на ведение деятельности на полуострове, а у министров Крыма и правительства Севастополя — есть. Если следовать этой новой традиции, любой чиновник может зайти в любую квартиру и забрать все, что понравится, — вместе с квартирой, мотивируя тем, что это имущество, по его мнению, не должно вам принадлежать», — пояснил Николаев.
Он напомнил, что в июне правительство России поручило Совету министров Республики Крым и правительству Севастополя разработать механизм возврата так называемого национализированного имущества, в частности, это касалось Крымпотребсоюза.
«Но вопреки сигналу из Москвы губернатор Севастополя подписал постановление (№ 662-ПП), по которому имущество Крымпотребсоюза признается городским. Так он продолжил отбор имущества, начатый в 2015 году. Вот такие противоречивые сигналы из Москвы и действия на местном уровне. Как в этой ситуации быть предпринимателям и обычным гражданам, непонятно. Получается, что на полуострове нет защиты частной собственности, зачем тогда сюда вкладывать деньги?» — возмутился Николаев.