В адрес общественного движения «За Севастополь» поступают жалобы от предпринимателей и юридических лиц, которых, по их мнению, незаконно привлекают к административной ответственности. Выглядит это так: Севземконтроль обследует участки и по результатам обследования составляет отчет, документ направляют в отдел земельного надзора Севреестра, который привлекает владельцев участков к административной ответственности, выписывая штрафы.
По мнению коммерсантов, такие действия со стороны властей не являются законными, поскольку проводимые Севземконтролем проверки не согласованы с прокуратурой, а штрафы назначаются на основании отчетов, а не актов, как того требует закон.
«Очевидно, принимая указанные меры, должностные лица государственного земельного надзора ссылаются на часть 1 статьи 28.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ, в соответствии с которой протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Вместе с тем в соответствии с примечанием к статье 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении может быть возбуждено только после оформления акта о проведении такой проверки», — рассказал председатель движения «За Севастополь» Александр Талипов.
Он отметил, что поскольку в результате обследования участка составляется отчет, а не акт проверки, принятие мер об админнарушениях не соответствует требованиям федерального законодательства.
А главный специалист отдела государственного земельного надзора Севреестра Яна Степаненкова пояснила, что штрафы предпринимателям выписываются на законных основаниях: «Данными отчетами и актами обследования Севземконтроль фиксирует правонарушения и направляет их в наш адрес. Если такие отчеты содержат достаточно сведений для привлечения к административной ответственности, мы вправе это делать. Наши действия закону не противоречат».
На уточнение, что Севземконтроль использует для фиксации нарушений форму отчета — вместо прописанного в законе акта обследования, Степаненкова ответила: «И такое у них тоже есть. Отчет — это практически то же самое, что и акт обследования. Рассматриваются они точно так же. И эти административные обследования не требуют согласования прокуратуры».
Но в движении «За Севастополь» с этим не согласны. По словам Талипова, необходимым условием для возбуждения административного дела в отношении юрлиц и предпринимателей является внеплановая проверка и акт по ее итогам. Об этом сказано в статье 10 Закона № 294-ФЗ. При этом необходимым условием проведения внеплановых проверок в Севастополе является согласование их с местной прокуратурой. Свою позицию общественник подкрепляет и судебной практикой — решениями арбитражных и апелляционных судов Российской Федерации.
«Если предприниматели не согласны со штрафами, они могут в десятидневный срок обжаловать наше постановление. Штрафы там действительно большие», — уточнила ведущий специалист отдела государственного земельного надзора Севастополя Яна Степаненкова.
Один из предпринимателей — Сергей Рафаэльевич, который добился отмены штрафа, рассказал, что после беседы с отделом государственного земельного надзора это ведомство отказалось от всех своих претензий.
«Мы объяснили, что их действия не соответствуют закону. Нам предъявляли, что мы якобы не застраиваем участок. Мы объяснили, что строим, а вы (госорганы — прим.) не даете нам документы, присылаете формальные ответы и постоянно меняете правила игры. В итоге мы их убедили. И земельный надзор сказал, что штраф выписывать не будут. Даже протокол не стали составлять», — рассказал севастопольский предприниматель.
Ранее Александр Талипов говорил, что если чиновник выходит на проверку, он должен знать требования федерального законодательства.
«Есть Федеральный закон № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Он говорит, что любые проверки — плановые и внеплановые — должны быть согласованы с органами прокуратуры», — отметил Талипов.