В среду правительство Крыма утвердило госпрограмму по повышению безопасности дорожного движения до 2020 года. Ключевой пункт документа — оснащение дорог республики системами фото- и видеонаблюдения с радарами, которые будут автоматически отслеживать нарушения правил дорожного движения и передавать их в ГИБДД.
Подрядчика власти Крыма пока не назвали. При этом уже известно, что в Севастополе аналогичную программу утвердили и объявили конкурс, а заявку подал только один участник — ООО «Безопасные дороги Севастополя» («БДС»).
ООО «БДС» зарегистрировано 25 августа 2014 года в Севастополе, но корнями уходит на материк. По данным Seldon.Basis, она является «дочкой» крупнейшего холдинга «ВессоЛинк», который разрабатывал комплексную интеллектуальную транспортную систему Москвы и внедрял видеофиксаторы в ряде городов России и стран СНГ. Так, «ВессоЛинк» подписала соглашения с администрациями Ставропольского края, Костромской, Брянской областей на создание инфраструктуры, необходимой для реализации проектов «Интеллектуальный город», «Система комплексной безопасности дорожного движения», а также занимается системой фото- и видеофиксации нарушений скоростного режима в Беларуси. Компания известна также как создатель проекта «Яндекс. Пробки».
Главное связующее звено ООО «БДС» с «ВессоЛинком» - консалтинговая компания ООО «БОНН», которая аффилирована с обеими фирмами.
Бывший генеральный директор «БДС» Игорь Станиславович Шулин, который покинул должность 15 июля, возглавляет еще несколько компаний, связанных с ООО «БОНН». А самим «БОННом» до 2010 года владел нынешний председатель совета директоров «ВессоЛинка» Олег Бадера. Теперь учредителем фирмы является Анастасия Олеговна Никонова – по всей видимости, дочь Бадеры.
В настоящее время Олег Бадера также является учредителем управляющей компании ЗАО «Интеллектуальный город», которая занимается автоматизацией различных процессов ЖКХ и дорожного движения.
Очевидно, что открыто заходить в Крым для «ВессоЛинка» чревато санкциями. Но контракт на полуострове — слишком лакомый кусочек, чтобы вовсе отказываться от него:
В Севастополе на внедрение платных парковок и видеофиксации выделяют почти 6 млрд рублей, в Крыму — 7,2 млрд. Причем договор заключается в форме концессионного соглашения на 12 лет, а это значит, что до 70% прибыли от штрафов за нарушения может пойти в карман частникам.
Вряд ли крупный игрок с материка уступит такое предложение одному из конкурентов, поэтому можно предположить, что оба контракта — как в Севастополе, так и в Крыму, подпишут дочки «ВессоЛинка».
Выяснить подробности соглашения у самого «ВессоЛинка», экс-директора «БДС» Игоря Шулина и в правительстве Севастополя «Примечаниям» не удалось. Однако некоторые детали будущего контракта прописаны в госпрограмме РК, так что уже можно представить, чего ждать автомобилистам от грядущих изменений.
Так, судя по госпрограмме Крыма, в республике собираются установить до 100 стационарных комплексов фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения и оснастить экипажи ГИДББ тридцатью передвижными системами автоматического контроля. Однако это далеко не все, что предполагается сделать.
Проекты «ВессоЛинка», в целом, типовые, поэтому в Крыму, вероятно, сделают то же самое, что и в других регионах.
Как правило, помимо фотофиксаторов, компания создает в городе платные парковки с паркоматами, монтирует в асфальт датчики весового контроля, измеряюющие тоннаж большегрузов, и поставляет дополнительные эвакуаторы.
Московский паркомат
В общем, инструментов контроля у ГИБДД станет больше и штрафовать будут чаще. Очевидно, что такой расклад пойдет Севастополю и Крыму на пользу — ведь по количеству ДТП за 2015 год Севастополь и Крым уступают только республикам Северного Кавказа, где дорожная обстановка совсем тяжелая.
Но есть во всем этом и подводные камни. Дело в том, что концессионное соглашение — прямой путь к коррупции, потому что львиная доля прибыли, как мы уже писали, поступает не городу, а частному партнеру, внутренние финансовые потоки которого никто не контролирует.
По мнению источника, близкого к правительству одного из регионов РФ, куда заходил «ВессоЛинк», в таких соглашениях местные чиновники всегда оказываются в доле, и деньги утекают мимо городской казны.
«Установка камер наблюдения — золотое дно, потому что это постоянная генерация штрафных квитанций, живых денег, которые должны поступать в бюджет города на развитие дорожной сети, — говорит наш собеседник. — Но концессионеру выгодно раздувать свои затраты, чтобы получить максимальные выплаты за период соглашения. Можно выделить финансирование в рамках обеспечения безопасности дорожного движения, вывести работу на подряд и получать все доходы в бюджет города. Вместо этого в Севастополе до 70% прибыли будет получать коммерческая компания. Само собой, она будет делиться с властью. Обычно для этого «дочка» частника заключает дополнительный договор на "консультационные услуги", это обкатанная схема».
Все это похоже на правду, тем более, что у «ВессоЛинка» действительно есть аффилированная консалтинговая фирма — ООО «БОНН».
Кроме того, можно предположить, что «ВессоЛинк» заходит в Севастополь не просто как крупнейший оператор: самый большой проект компания реализовывала в Москве и Мособласти, где раньше работал первый вице-губернатор Алексей Еремеев. Который, судя по всему, знаком с руководством и пролоббировал их участие в конкурсе подрядчиков. Особенно учитывая, что разъяснения к положениям конкурсной документации писал именно он.
О том, что бюджет региона при подобных соглашениях страдает, свидетельствует опыт той же самой Мособласти: за три с лишним года работы платных парковок столица собрала с автовладельцев всего 5,8 млн рублей, тогда как потратила на сам проект «ВессоЛинка» более 16 млрд.
Причем, если изначально московские власти подчеркивали, что на собранные в каждом районе средства будут выполнены пожелания местных жителей по благоустройству и делали регулярные отчеты, то в 2015 году публикация отчетов полностью прекратилась. А чиновники заявили, что выбирать объекты благоустройства в сложной экономической ситуации должен город.
По этому поводу даже проводила проверку Контрольно-счетная палата Москвы. По мнению экспертов КСП, схема распределения средств выглядит довольно простой, но отследить, сколько денег поступает от парковок и как они расходуются, довольно трудно.
Перемены начнутся в октябре, когда пройдут выборы и власти предъявят населению все отложенные непопулярные сюрпризы. Что же конкретно ждет водителей в Севастополе?
Платная парковка по всему центральному городскому кольцу. Как следствие, станут забитыми и без того заполненные машинами улочки на Центральном холме и на прилегающих к центру улицах: Очаковцев, Новороссийской, Кулакова и т.п. Впрочем, скорее всего, платные парковки появятся также на Кулакова и Одесской, а на остальных улицах поставят знаки, разрешающие парковку только жителям соседних домов.
Платными со временем могут стать и парковки на пл 50-летия СССР, на ПОР, в районе ТЦ Московский, на 5-м километре, в районе Набережной Назукина и пл. Захарова. А эвакуаторов станет столько, что они начнут работать методом конвейера, увозя одну машину за другой — как это происходит в Краснодаре. Выкуп машины, если она недолго простояла на частной штрафплощадке, стоит там в общей сложности от 2,5 тыс. руб.
С одной стороны, это правильно: центр Севастополя давно пора разгрузить. С другой, водителям нужны объездные пути. А их у нас мало: Камышовское шоссе, ул. Руднева и даже разбитая ул. Шабалина постоянно забиты.
Еще одно следствие — такое количество камер, что в черте города водителям будет сложно запомнить их расположение. Камеры установят также на основных трассах (Севастополь-Симферополь, Севастополь-Ялта) и в черте пригородных населенных пунктов, через которые идет основной трафик. Именно так сейчас обстоит дело на соседней Кубани: в каждой транзитной станице стоит по две камеры и знаки «40», поэтому там приходится буквально красться. И это, в общем, тоже хорошо — дисциплинирует. Потому что ездить у нас стали просто ужасно.
Кроме того, водителей ждут пачки «писем счастья» со штрафами в почтовых ящиках, общая сумма которых часто переваливает за 10 тысяч рублей.