На Полину Гагарину с «Ленинградом» приехало ни много ни мало 14 тысяч человек. Это не только для Севастополя — для Крыма очень много. Таких массовых однодневных опенэйров на полуострове еще не было.
Удивительно — организация феста велась совместно с властями Севастополя, и при этом получилось отлично. Удивительно потому, что чиновники в России все больше чудят: даже в Москве недавно за пять часов до начала запретили фестиваль Outline, на который было продано 20 тысяч билетов. Поэтому блестящая координация с властями выглядит прорывом.
Это действительно первый настоящий прорыв блокады и санкций. Потому что прорыв — это когда приходит что-то конкурентоспособное. Не мелкий банчок, а большая сеть банков. Не прокладка, а реальный сотовый оператор. Не музыкальный труп, а…
И я вам скажу — это было отлично. И Шнур и Гагарина дали такую энергетику, что в условиях безалкогольного фестиваля людям не понадобился стимулятор к веселью. Им была музыка, драйв музыкантов, качественный звук, крутейшая работа с публикой, ноль организационных косяков. Слаженая работа вежливых (да-да) правоохранителей отсекала единицы неадекватных маргиналов. Итог — шквал эмоций.
Но восторги разделяют не все. Некоторые считают, что массовый экстаз по поводу «Ленинграда» — это бесовщина и бездуховность, потому что правоверному севастопольцу пристало петь псалмы и патриотические песни. И это, увы, очень по-севастопольски.
Да, Шнур изначально был холодно просчитанным бизнес-проектом, ориентированным на сублимацию гнева менеджеров среднего звена, которых всю неделю ставят в позу догги, а по выходным Шнур дает им возможность ритмично изойти матом, исторгнуть накопившееся унижение. «В Питере — пить» — как раз об этом.
Но такие вещи, как «Экспонат» («На лабутенах»), не могут быть плодом одного лишь холодного расчета. Это очевидный талант большого количества людей. Людей с такими умениями, которых в Севастополе — давайте признаем — просто нет.
Потому что последние 25 лет (да что там, последние полсотни лет, наверное) талантливая молодежь отсюда бежала и бежит. Даже из соседнего Симферополя, при всей его затрапезности, бегут меньше. Бегут, потому что привыкли воспринимать Севастополь как тупиковый город с крепостным сознанием, крайне консервативный, ханжеский, в чем-то похожий на гриновскую Каперну (которая по одной из версий была списана автором «Алых парусов» с тогдашней Корабельной стороны).
Аншлаг на «Золотой балке» показал, как много людей здесь хотят глотка свежего воздуха. В политике они вдохнули его дважды: в 2014 году и сейчас, когда в городе сменилась власть. И кстати, хотя шнур на ЗБ ожидался еще при Меняйло, между сменой губернатора и сменой фестивальной повестки в городе есть прямая связь. Сергей Иванович — это «Ласковый май» и «Ночные волки». Нового градоначальника, несмотря на то, что к организации концерта Шнура он не имел отношения, легче представить на этом мероприятии, чем на байк-шоу или, упаси боже, на концерте Разина. Это символизирует смену поколений, смену культурной матрицы.
Теперь и новому губернатору, и всем нам предстоит сделать так, чтобы талантливые люди перестали покидать Севастополь. Чтобы наш город превратился из деиндустриализованной Каперны с великим прошлым в город, создающий конкурентоспособный продукт — промышленный, сельскохозяйственный (то же виноделие), культурный. Чтобы в городе появилось качество мирового уровня. Потому что именно качества здесь всем нам очень не хватает.