«Программа предусматривает финансовую поддержку проектов начинающих фермеров. Для участия в конкурсе фермер должен разработать бизнес-план и продумать каналы реализации производимой сельскохозяйственной продукции, а также найти земельный участок для реализации проекта. Ферма должна создать 3 новых рабочих места и выйти на уровень рентабельности в означенный проектом срок», — написано в описании конкурса.
Там также перечислены необходимые документы и условия, которым должен соответствовать фермер и его бизнес-проект. В частности, сказано, что земельный участок должен иметь статус земли сельхозназначения.
К сожалению, фермер Михаил Бабошин не знал, что в департаменте сельского хозяйства есть свои тайные условия, которые в описании не указаны.
Он не знал, что после того, как все документы будут сданы, чиновники из с\х департамента в нарушение абсолютно всех законов, правил, норм и здравого смысла пойдут целой делегацией проверять его участок.
Когда ему сообщили о грядущей проверке, Бабошин попытался выяснить, в честь чего и в рамках какого документа будет проводиться проверка. Объяснений и подтверждающих документов он не получил.
Через 20 дней на электронную почту фермера пришло письмо с отказом от участия в конкурсе.
«Оказалось, что комиссия департамента без предупреждения собственника и меня как арендатора провела негласную проверку частной собственности с фотофиксацией жилого дома, хозпостроек, животных и прилегающей территории, — рассказал «Примечаниям» Бабошин. — Также осуществила письменные запросы в надзорные органы и другие организации, не входящие в список указанных в регламенте о порядке рассмотрения заявки. Основываясь на формальных признаках, не предусмотренных регламентом, департамент отказал мне в участии в конкурсе, а также без сбора конкурсной комиссии, заочно в одном лице вынес заключение о невозможности реализации моего бизнес-плана».
В свою очередь правовой отдел департамента с\х сообщил «Примечаниям», что фермер был снят с конкурса, потому что его бизнес-план называется «Козья ферма с переработкой и реализацией продукции собственного производства», а целевое назначение его земельного участка — «земли сельскохозяйственного назначения — для ведения садоводства». То есть, для выращивания плодовых, ягодных и прочих культур. Никак не животных.
Пояснение звучит логично. Однако, как пояснили «Примечаниям» юристы, чиновники в любом случае не имели права: а) проводить проверку, б) исключать фермера из участия в конкурсе без сбора конкурсной комиссии. Целевое назначение участка — сельскохозяйственное — соответствует требованиям конкурса. К тому же существует законная процедура перевода земли в другие категории.
4 августа конкурс таки провели.
«Заявка, поданная мной, конечно, не была рассмотрена, надлежащего уведомления о проведении и результатах конкурса в мой адрес не поступало», — говорит фермер.
В поисках правды фермер Бабошин обратился в правоохранительные органы, арбитражный суд и федеральную антимонопольную службу, так как в действиях чиновника усматриваются признаки нарушения федерального закона N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Итог:
В этот раз грант Бабошину не достался, и пока не ясно, какая именно административная ответственность последует в адрес своевольных чиновников.
Остается только пожелать фермеру не опускать руки и попытать счастья в следующем году. Есть шанс, что через год инвестиционный климат в городе изменится, да и состав чиновников, наверное, будет уже другим.