На мысе Хрустальном, по левую сторону от руин скандально известного 16-этажного «овощного магазина», на участке бывшего военного городка № 210 в марте был установлен металлический забор, загнана техника и начались строительные работы. Никакой информации о строительстве в правительстве Севастополя не было, проект на Градостроительном совете города не обсуждался, а разрешение на стройку не оформлялось, сообщил ForPost член общественной палаты Севастополя Иван Комелов.
Спустя четыре месяца здесь работы не прекращаются, уже залит фундамент здания, какого именно — пока остается тайной, посетовал Комелов. Он обратил внимание на то, что эта территория может стать частью прогулочной набережной, как предполагают разработчики генерального плана Севастополя, а в законодательном собрании Севастополя считают, что эта территория может стать частью большого парка в память Русского исхода.
«На одном из совещаний в Полномочном представительстве Президента в Крыму я говорил об этой проблеме, но присутствовавшие чиновники не обратили на нее внимание. Мне пришлось обратиться с жалобой в военную прокуратуру Севастополя, откуда моё заявление перенаправили в военную прокуратуру Черноморского флота», — добавил Комелов. Стройработы велись без разрешений В конце мая военная прокуратура ЧФ, проведя проверку строящегося объекта, дала общественнику ответ. В нем сказано, что выявлены нарушения статьи 36 федерального закона №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», а также пункта 15 статьи 48, пункта 1 статьи 49, статьи 51 Градостроительного кодекса РФ. Нарушения допущены сотрудниками управления капитального строительства Республики Крым — технического заказчика строительства, ведущегося по заказу Минобороны России. Прокуратура констатировала, что военный городок №2 10 входит в границы исторического поселения.«Согласно приказу Министерства культуры РФ от 11 января 2016 года № 2 "О включении города Севастополя в перечень исторических поселений федерального значения, утверждении границ территории и предмета охраны исторического поселения города Севастополя" охране подлежат: планировочная структура центральной части города, в том числе квартальная городская сеть с крупными кварталами (район Центрального городского холма), с кварталами более мелкой насечкой (улица Бутакова, улица Демидова) и кварталами частной застройки с использованием склонов (улица Годлевского, улица Рябова, улица Частника), сложившаяся на основе естественного территориального деления города к середине ХХ века; трассировка, размеры, исторические линии застройки улично-дорожно сети, в том числе местоположение исторических направлений со стороны Херсонеса: улица Капитанская (Военное шоссе)», — пояснили в военной прокуратуре ЧФ. Должностные лица управления капитального строительства РК не согласовывали строительные работы с контролирующими органами и не получали от них разрешительные документы. «Таким образом, указанные нарушения противоречат требованиям законов в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия народов РФ; пользования и распоряжения объектами культурного наследия народов РФ как особым видом недвижимого имущества. Бездействие должностных лиц управления способствует нарушению градостроительного законодательства, что препятствует организации эксплуатации, модернизации и ремонта недвижимого имущества в Вооружённых Силах, обустройству войск (сил), надлежащей эксплуатации объектов военной и социальной инфраструктуры в Вооружённых Силах», — подчеркнули в военной прокуратуре ЧФ.
Быть ли музею и мемориальному парку?По результатам проверки начальнику управления капитального строительства РК военной прокуратурой Черноморского флота было внесено представление об устранении нарушений. Но это не остановило строителей, активно ведущих работы.
Не помешали им и заверения уже бывшего губернатора Сергея Меняйло, сказанные 22 июля на встрече с горожанами, выступающими за создание музейного комплекса Великой Отечественной войны на мысе Хрустальном.
«Несмотря на то, что еще с 1970-х годов на мысе Хрустальном проектировался музей Великой Отечественной войны, только жители Севастополя будут решать, что они хотят видеть на этом месте. Для этого обсуждение генплана города, в который войдёт проект застройки и этого участка земли, будет вынесено на общественные слушания. Многие севастопольцы поддерживают идею вашей инициативной группы, понимая, что на этом месте должен быть музей Великой Отечественной войны и никакие другие архитектурные решения этого участка неуместны. На данный момент могу с уверенность сказать одно: ни "овощных магазинов", ни гостиниц на мысе Хрустальном построено не будет. Это историческое место, и оно должно оставаться таковым для наших детей и внуков — в память о наших дедах и отцах, защищавших Родину», — процитировала Меняйло пресс-служба правительства Севастополя. Кроме того, отметил депутат законодательного собрания Севастополя Вячеслав Горелов, рассматривается проект создания мемориального парка и сквозной набережной от мыса Хрустального до восточного берега Карантинной бухты.
Чиновники устранились от исполнения полномочийСейчас Министерство культуры России и управление охраны объектов культурного наследия Севастополя открещиваются от стройки Минобороны РФ на мысе Хрустальном, заявляя, что эта часть исторического поселения федерального значения не относится к их компетенции. «Адрес: Севастополь, улица Капитанская, 16, не входит в перечень объектов культурного наследия федерального значения, полномочия по государственной охране которых осуществляются Минкультуры России», – сообщили в пресс-службе Министерства культуры РФ и порекомендовали обратиться в управление охраны культурного наследия Севастополя. «Вопросы согласования проведения строительных работ на земельном участке военного городка № 210 не входят в компетенцию управления, – сообщил заместитель начальника управления охраны объектов культурного наследия Севастополя Олег Молодцов. – Объекты культурного наследия, в том числе выявленные и заявленные к постановке под охрану, на территории военного городка № 210 по улице Капитанская,16, отсутствуют. Учитывая это, оснований для приостановки строительных работ на земельном участке военного городка № 210 у управления не имеется». Иная точка зрения у председателя постоянного комитета по градостроительству и земельным вопросам заксобрания Вячеслава Горелова, который полагает, что пространственные раскрытия, входящие в приложение к приказу № 2 Минкультуры РФ о включении Севастополя в перечень исторических поселений федерального значения, являются «охранной грамотой», защищающей морской фасад Севастополя, и управление обязано высказать свою позицию по поводу строительства на мысе Хрустальном. С точки зрения депутата, управление фактически уклоняется от добросовестного исполнения переданных полномочий.