Мне всегда казалось, что деньги в летнем Крыму — излишество: набить желудок можно и бесплатно, ободрав кусты ежевики и насобирав вишни, абрикосов и слив, а заночевать — на пляже, глядя на звезды. Так оно, собственно, и есть: жизнь севастопольских бомжей, регулярно собиравших миндаль с помощью непонятно откуда добытой стремянки возле моего прежнего обиталища — прекрасное тому подтверждение.
Но если планы на долгую и счастливую семейную жизнь рухнули, похоронив под обломками разбитые в ссоре бокалы, общие фотографии и тень недавней зарплаты, и ты остаешься в городе без денег и жилья — а деньги нужны, и еще как. Даже сезонные овощи могут оказаться роскошью, когда на неделю у тебя 250 рублей, несколько чемоданов с вещами и ноль идей, где переночевать. Тем более, что в компании с любимой зверушкой тебя никто не ждет.
Десятки объявлений в духе «сдаю дизайн-студию на площади Ушакова за 12 тысяч вместе с КУ» выглядят очевидной разводкой, но для вчерашнего комнатного растения могут показаться настолько заманчивыми, что вы с радостью потратите время, чтобы на последние деньги приехать в ООО «Рога и копыта» по жаре.
С посредниками стоит связываться лишь в том случае, если этого посредника вы знаете, как минимум через пять рукопожатий. Но и это не убережет вас от нервной икоты при знакомстве с очередной однушкой на Жидилова с поломанным санузлом за 20 тысяч в месяц.
Если по счастливой случайности на одном из сайтов вам встретится милая квартирка на Гоголя с приличной соседкой-ровесницей, будьте уверены — она уже снята. А, может быть, и не сдавалась, потому что летом настроение у хозяев особенно переменчиво, и жильцов выбирают как женихов.
Лучшее, на что можно надеяться — комнатушка в старой советской квартире без стиральной машинки. И с древней бабулей, которая, по словам риелтора, «сущий одуванчик» и «за пять минут расскажет всю свою жизнь». Для интровертов есть вариант получше: трешка в самой глуши ПОРа с двумя одинокими женщинами, что с тоской курят по вечерам на кухне и с порога предупреждают не приходить позже десяти вечера во избежание кровопролитий.
Суммируя скудный опыт, могу лишь констатировать, что быстро решить вопрос с жильем, не утомляя друзей своей тенью на их диване, в летнем Севастополе можно только двумя способами: через друзей или большими деньгами.
Первым способом посчастливилось обрести жилье мне, вторым — моему другу, сбежавшему от материнской гиперопеки примерно в то же время. Я заняла очаровательную однушку в центре города с видом на Большую Морскую за 15 тысяч через знакомых, он — в Артбухте за 35 через риелтора.
Но даже толстый кошелек не спасет вас в городе-герое, если вы хоть немного брезгливы. Моему приятелю, например, сказали в одном крупном севастопольском агентстве недвижимости:
«Дешевле 25 сейчас ничего нет. А за 25 — это не в центре и не то, чего вы ожидаете. Если честно, я бы сама там не стала жить».
Все это, конечно, больше относится к девушкам. Не потому, что мы зарабатываем меньше мужчин и тяжелее переживаем трудности, а потому, что чаще возлагаем на других ответственность за собственное благополучие. Надеемся на маму, бойфренда или свекровь. Воспринимаем брак как социальный лифт. Молча терпим проблемы в отношениях, пока они не взрываются как Везувий, и мы не оказывается перед жерлом вулкана в страхе и смятении.
На самом деле вся эта история — лишь повод в очередной раз напомнить прописную истину: какими безоблачными ни казались бы ваши отношения, не стоит полагаться на бюджет мужа как на свой собственный. Даже самой счастливой женщине нужно иметь собственный источник дохода, на который можно прожить, социальный статус и личный счет. И да, расставаться в Севастополе лучше все-таки зимой.