В апреле 2015 года водитель рейсового автобуса Владимир Наумов, принадлежащего «Севтранстресту», сбил семью, переходившую дорогу по пешеходному переходу. В результате ДТП на ул. Дмитрия Ульянова здоровью отца семейства Николая Таряника был причинен тяжкий вред, а его супруга и дочь получили травмы легкой степени тяжести.
Против водителя было возбуждено уголовное дело, которое было закрыто в июне 2015 года — по амнистии в честь 70-летия Победы. Административный суд сначала решил оштрафовать Наумова на пять тысяч рублей. А после жалоб потерпевших лишил его прав на один год.
Пострадавшие, не получившие никаких компенсаций от самого виновника, в апреле 2016 года подали гражданский иск к предприятию «Севтранстрест», которое по закону должно возместить ущерб, нанесенный наемным водителем. В иске они просят вернуть им средства, затраченные на лечение, компенсировать утрату личных вещей, разорванных и утерянных в момент ДТП, и возместить моральный ущерб.
Сумма иска составила более 2 млн рублей. Из них в 1 млн рублей потерпевшие оценили моральный ущерб, нанесенный отцу семейства, и по 500 тысяч — матери и дочери.
Возмещать есть что: несколько месяцев Николай Таряник провел в постели — врачи не разрешали вставать из-за травм ног и позвоночника. Мужчина перенес несколько операций, почти год носил на ноге специальный аппарат. Затем долгое время передвигался на костылях. В феврале 2016 года Николай был признан инвалидом. Все это время он мужественно боролся с болью и, как мог, поддерживал свою жену, которая, несмотря на полученные травмы и стресс была вынуждена выйти на работу, чтобы кормить и лечить семью. Сам он не может вернуться к работе до сих пор.
Момент ДТП мужчина вспоминает с волнением. Он говорит, что пытался оттолкнуть из-под автобуса жену и дочь, видел как они упали. Помнит, что в первый момент не мог понять, живы ли они вообще. Потом он наблюдал, как их увезли куда-то очевидцы — сам Николай хотел, но был не в силах им помочь.
Наталья Таряник признается, что с трудом может вспомнить, как все произошло. В себя она пришла только в машине, которая везла ее в больницу. Женщина и сейчас боится переходить дорогу и самостоятельно ездить на общественном транспорте. Ее мучают кошмары и головные боли. Все заботы — уход за мужем-инвалидом и зарабатывание денег — легли на ее хрупкие плечи.
Состояние малолетней дочери Таряников за последний год ухудшилось вследствие полученной ею черепно-мозговой травмы. По словам матери, Натальи Таряник, лечащий врач девочки уже ставит вопрос об инвалидности. Ребенок стал замкнутым, боится самостоятельно выходить на улицу и ездить в общественном транспорте. Но никаких компенсаций от «Севтранстреста» семья пока не получила.
Часть средств — затраты на лечение и компенсацию потерянного заработка — пострадавшие получили от Российского союза автостраховщиков. Они обратились в эту организацию, так как страховая компания, в которой была застрахована гражданская ответственность водителя, была лишена лицензии. Страховка покрыла часть ущерба — 160 тысяч рублей.
Остальное пострадавшие надеялись взыскать с перевозчика в рамках гражданского судопроизводства.
Но тут случилось непредвиденное: водитель, ранее чистосердечно признавший свою вину, начал говорить, что не он, а пешеходы виноваты в ДТП. Мол, они бежали, а он уже ничего не мог сделать. И это несмотря на показания свидетелей, утверждающих, что Наумов не смотрел в этот момент на дорогу, а отвлекся на пассажиров, оплачивавших проезд.
На последнем судебном заседании водитель вообще заявил, что девочка получила травмы не от того, что на нее наехал автобус, а от того, что ее отец оттолкнул ее из-под колес в самый последний момент.
К тому же Наумов подал прошение в прокуратуру, в котором попросил отменить ранее примененную к нему амнистию и отправить дело на доследование. Из всего происходящего пострадавшие делают вывод, что он намерен доказывать вину пешеходов.
Это не отменит его собственной вины: ранее экспертиза уже признавала, что водитель грубо нарушил ПДД и не предпринял мер к остановке транспортного средства. Но если будет доказано, что пешеходы тоже виноваты, автотранспортному предприятию удастся значительно снизить моральный ущерб. Похоже, Наумов сознательно идет на этот шаг, подставляясь под уголовное дело ради финансового благополучия своего работодателя. Видимо, надеется получить условный срок, если дело все-таки будет возобновлено.
Юрист потерпевших подчеркивает, что в ближайшее время нужно ожидать новых проверок и экспертиз. Возможно, они дадут ответы на некоторые вопросы, возникающие у каждого, кто видел видео, зафиксировавшее момент ДТП.
Почему водитель, увидев на «зебре» пешеходов, не тормозил, а наоборот, ускорился? Почему он не продолжил движение прямо, а вывернул руль вправо — туда, куда бежали напуганные несущимся на них автобусом пешеходы? Испугался или попросту надеялся проскочить?
Хорошо, что это видео вообще существует. Возможно, именно оно и помешает Наумову, цинично отрицающему свою вину, окончательно уйти от ответственности.
А пока сами потерпевшие в рамках гражданского иска заявили ходатайство о проведении комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы, которая поможет профессионально определить глубину, степень и тяжесть их моральных переживаний, которая поможет документально подкрепить требования о возмещении морального ущерба.
К сожалению, как мы уже писали ранее, российское законодательство беспощадно в жертвам подобных происшествий. Водитель, сбивший семью, избежал уголовной ответственности из-за амнистии. Как бы жутко это не звучало, но если бы он сбил на переходе только Николая, то остался бы и при своих водительских правах. Суд не может одновременно наказать виновника по уголовному и административному делу. Именно факт нанесения легкого вреда здоровью еще двух потерпевших стал поводом для административного производства в отношении Наумова, в результате которого он был лишен прав на один год.