Примерно в 14 часов 28 августа севастополец Александр Станев и его друг Денис Шибаев приехали искупаться на пляж в Голубой бухте.
Справа от основного пляжа есть скалы — на них Александр и стоял, когда увидел, что три дайвера в нескольких метрах от него ведут себя под водой как-то странно. Они всплыли и один из них, вытащив дыхательный аппарат, попросил о помощи. Оказалось, что одному из погружавшихся с аквалангом стало плохо под водой. Подать руку со скалы пострадавшему дайверу было непросто — он находился на дистанции чуть больше метра от скал, море волновалось. Тем не менее, мужчина был еще жив, и даже смог сам протянуть Станеву руку.
«Я видел его глаза, видел, что надежда у него еще есть, но у него уже были синие губы. Когда я и Денис схватили его за вторую руку, нам показалось, что он ослаб: наверное, у него последние силы были», — рассказывает Станев.
Примерно на этих скалах происходила трагедия.
Очевидцы предполагают, что один из участников злополучного погружения был племянником или пасынком мужчины. Когда пострадавшего вытащили из воды на скалы, племянник в панике закричал: «Дядя Коля! Дядя Коля!». Потом, взяв себя в руки, побежал вызывать скорую.
По словам Александра Станева, когда мужчину вытащили из воды, третий дайвер — женщина, судя по всему инструктор — просто стояла рядом и не оказывала доврачебную первую помощь пострадавшему. Спустя несколько минут она взяла баллоны пострадавшего и уплыла в неизвестном направлении. Больше ее Александр не видел.
Когда предполагаемый племянник убежал вызывать скорую, а инструктор уплыла, Станев остался с умирающим Николаем практически наедине. Он пытался вытащить его западавший язык, уложить мужчину на бок, но ничего не помогало. Мимо проходили люди, Александр позвал их на помощь. Несколько мужчин подошли, с еще живого Николая совместными усилиями наполовину сняли гидрокостюм.
Станев предполагает, что, мужчина, которому стало плохо во время погружения, мог быть быть выпившим. С уверенностью он этого утверждать не может, но, по его словам, племянник или пасынок умершего на вопрос, не пьян ли пострадавший, ответил: «Да что он там выпил, всего две рюмки».
Спустя 10 минут после того, как мужчину вытащили из воды, к скалам подплыла резиновая лодка сотрудников пляжного бара. На ней мужчину перевезли на пляж и там пытались ему помочь. Но к тому времени он уже практически не подавал признаков жизни, его кожа приобрела синий оттенок.
Спасти мужчину не удалось — это подтвердили присутствующим медики, которые прибыли на машине скорой помощи примерно через 20 минут после происшествия. Спустя еще 5-10 минут прибыли сотрудники полиции и пограничники.
Рядом на пляже проходили съемки сериала: сотрудники съемочной группы частично видели произошедшее и выделили носилки, на которых тело мужчины отнесли вглубь пляжа, к машине скорой помощи, где оно лежало накрытым около 30–40 минут.
Александра возмутило поведение предполагаемого дайв-инструктора. Станев считает, что людей такой профессии надо отбирать более тщательно. Инструктор по дайвингу должен иметь минимальные знания и навыки по оказанию доврачебной помощи. «К ним приходит клиент, и первое, на что надо посмотреть, это его состояние. И если от него пахнет спиртным, то соответственно, вообще категорически нельзя допускать к погружению», — рассуждает невольный спасатель.
Люди, работающие на пляже в Голубой бухте, сообщили «Примечаниям», что этот трагический инцидент произошел в дайв-клубе «Матерые бобры».
В день гибели мужчины «Примечания» звонили по номеру телефона, указанному на официальном сайте дайвклуба. Ответивший нам господин отказался представиться и заявил, что ни о каких несчастных случаях в Голубой бухте не слышал. На следующий день, не увидев на пляже в Голубой бухте рекламы каких-либо других дайв-клубов, кроме этого, мы снова позвонили «Матерым бобрам». На этот раз неизвестный обрушился на корреспондента «Примечаний» с угрозами.
Как бы там ни было, свидетелями драмы в Голубой бухте было около 50 человек. О том, что услуги дайвинга умершему впоследствии мужчине предоставляли именно «Матерые бобры», нам сообщили три разных человека.
«Матерые бобры», в частности, известны тем, что ранее вместе с «Ночными волками» они устанавливали крест подводного православного храма на Фиоленте.
Напомним, что дайвинг при всей его популярности — довольно рискованное предприятие. Человек даже с легким запахом алкоголя категорически не должен допускаться к погружению под воду с аквалангом, пояснил «Примечаниям» руководитель дайв-центра «Black Sea Divers» Михаил Соколов. При первом погружении клиент любого дайв-клуба согласно международным правилам обязан ознакомиться с документами для понимания степени риска. От желающего сделать пробное погружение требуется медицинская справка, он должен оставить персоналу клуба свои личные данные. Если есть медицинские противопоказания к погружению, клиент дайв-центра должен обязательно посетить врача.
Серьезные требования предъявляются и к инструкторам. «Чтобы стать инструктором, надо пройти большой длительный путь, достаточно сложный, — объясняет руководитель дайв-центра. — Инструктор должен очень многое знать: кроме того, что он преподаватель, он еще и спасатель. Прежде чем стать инструктором, надо выучить азы медпомощи. Все эти знания и навыки у инструкторов проверяются каждые два года, когда они подтверждают свой статус».
Кроме того, на одного инструктора должен быть один погружающийся, особенно если человек проходит первое погружение, пояснил Михаил Соколов. «Сразу два новичка еще ничего не понимают и прошли какой-то легкий инструктаж, это — большая ответственность и вопрос безопасности», — говорит он.
Отвечала ли этим требованиям подготовка девушки-дайвера, оставившей мужчину по имени Николай умирать на скалах, пока не ясно.
В пресс-службах управлений МВД и Следкома по Севастополю подтвердили факт смерти дайвера в Голубой бухте, но до результатов вскрытия и экспертизы комментировать причины в обоих ведомствах не могут.
«Примечания» выражают соболезнования родственникам погибшего.