Глава Крыма привез с собой в Севастополь целый симферопольский десант. В зале «Адмирал» гостиницы «Севастополь», название которого живо напоминало собравшимся о временах Сергея Меняйло, собрались спикер госсовета РК Владимир Константинов, вице-премьеры правительства Крыма Михаил Шеремет и Руслан Бальбек, сенаторы от Крыма Сергей Цеков и Ольга Ковитиди, вице-спикер госсовета Андрей Козенко и другие товарищи.
Из севастопольских парламентариев на встрече были замечены только секретарь местного «ЕдРа» Борис Колесников, депутаты Татьяна Лобач, Татьяна Вусатенко и некоторые другие бывшие сторонники г-на Меняйло. Как сообщила «Примечаниям» нынешний руководитель заксобрания Екатерина Алтабаева, на встречу ее не пригласили. Хотя статус главы госсовета Крыма Константинова предполагал ее присутствие. При этом заседание, цель которого так никто четко и не обозначил, посетили кандидаты от партии в Госдуму по Севастополю Дмитрий Белик и креатура экс-губернатора Сергея Меняйло Антон Шкаплеров.
Аксенов, Константинов и Колесников в один голос заверили журналистов, что на встрече были только единоросcы Крыма и Севастополя, и это фракционное собрание. Тогда логично предположить, что участие в мероприятии должен принять глава севастопольской фракции «ЕдРа» Вячеслав Аксенов. Но нет — по его словам, приглашения он тоже не получал.
Визит в Севастополь главы Крыма Сергея Аксенова подразумевал присутствие на мероприятии губернатора Севастополя Дмитрия Овсянникова. Однако его на мероприятии тоже не было. При этом, пожав руку Борису Колесникову, Аксенов сообщил, что Крым с Севастополем — это одна территория и «совместно решать проблемы — наша судьба».
«Крым и Севастополь — разные субъекты с точки зрения юрисдикции, но живем мы на одной территории. Во многом наши задачи общие. Мы действительно должны создать такую атмосферу в наших субъектах, чтобы здесь было комфортно вести бизнес, чтобы люди чувствовали себя защищенными», — сказал Аксенов.
Уточнить, кто именно созвал совещание, журналистам так и не удалось — во время пресс-подхода вся троица кивала друг на друга. Сергей Аксенов сообщил, что инициатором встречи были некие депутаты заксобрания Севастополя, Владимир Константинов проговорился, что собрание созвал Сергей Аксенов, к его версии присоединился и Борис Колесников.
На вопрос журналистов «почему на встрече нет парламентариев кроме Колесникова», спикер госсовета Крыма ответил, что сегодня речь шла только о создании рабочей группы, которая будет готовить соглашение, на само подписание будут приглашены местные парламентарии, и что Единая Россия должна победить на выборах, потому что Русская весна обязывает.
«Никакой подоплеки тут нет, На уровне ментальности никакого разделения не существует, дальнейшее межпарламентское соглашение оно, конечно, будет уже с руководителями парламента. Мы этот инструмент (соглашение — ред.) задействуем, чтобы давать нашим избирателям правильные сигналы и правильные ориентиры».
«Славянка» прощается, но не уходитНапомним, что до смены губернатора в Севастополе и упразднения Крымского федерального округа Сергей Аксенов возглавил единый список «ЕдРа» по КФО. Такое решение было принято в связи с тем, что в Севастополе у партии не было авторитетного лидера: Алексей Чалый, который никогда не входил в Единую Россию, с поста спикера заксобрания ушел и от участия в партийной кампании по выборам в Госдуму отказался, а экс-губернатор Сергей Меняйло был слишком непопулярен, чтобы стать «паровозом».
Однако с тех пор ситуация кардинально изменилась: КФО упразднили, РК и Севастополь включили в состав ЮФО. Губернатором Севастополя стал молодой и амбициозный замминистра промышленности и торговли РФ Дмитрий Овсянников. Уход из региона близкого к министру обороны Сергею Шойгу экс-полпреда Олега Белавенцева и экс-губернатора Сергея Меняйло был истолкован экспертным сообществом как усиление позиций вице-премьера Дмитрия Козака, который в правительстве России курирует вопросы интеграции и развития Крыма.
В окружении Аксенова перемены вызвали предсказуемую настороженность.
Глава Крыма уже свыкся с мыслью, что его влияние на фоне антирейтинга Меняйло распространяется и на Севастополь. Кроме того, уступчивость бывшего градоначальника позволяла это влияние конвертировать во вполне осязаемые активы.
Так, в августе 2015 года Сергей Меняйло единоличным решением передал под контроль структур Аксенова 27 гектаров элитной земли в Форосе, стоимость которой оценивается в $200 млн. А в июле этого года первый зам Меняйло Алексей Еремеев заявлял о намерении передать Крыму 1,6 млрд рублей, выделенных по ФЦП на реконструкцию аэропорта Бельбек.
«Вассальное» поведение бывших руководителей Севастополя по отношению к Крыму эксперты связывали с личностью экс-полпреда в КФО Олега Белавенцева и с довольно тесными отношениями, которые сложились у последнего с Сергеем Аксеновым.
Напомним, что в 2015 году оба этих чиновника создали в Симферополе комиссию по защите крымских чиновников от антикоррупционных расследований ФСБ. Сергей Аксенов до сих пор аккумулирует в своей команде кадры из окружения Белавенцева. В частности, сотрудников подмосковного подразделения небезызвестной «Славянки», которую экс-полпред до назначения в Крым возглавлял, и которые работали в структурах исполнительной власти обоих субъектов.
Кадры эти работали и в Севастополе — вместе с ними Сергей Аксенов унаследовал от Белавенцева инструментарий влияния на город. Однако смена губернатора изменила ситуацию.
Одним из первых, кого уволил из правительства города Дмитрий Овсянников, стал Алексей Еремеев. Этого выходца из Подмосковья, также близкого к г-ну Белавенцеву, называли «серым кардиналом» правительства города и автором многих сомнительных экономических схем. А 6 сентября, по информации источников, близких к правительству, с должности главы департамента городского хозяйства Севастополя может уйти Андрей Демин. Его бывший партнер по «Славянке» Олег Казурин, занимающий сейчас пост вице-премьера в правительстве Аксенова, по слухам, прочит Демина на должность мэра Евпатории.
Между Симферополем и Севастополем есть еще один — исторический — источник напряжения. Сергея Аксенова объединяло с Олегом Белавенцевым желание видеть город федерального значения Севастополь частью Республики Крым.
Желание настолько сильное, что именно с него, по мнению знакомых с ситуацией людей, и начались в 2014 году неприязненные отношения Белавенцева с Алексеем Чалым. Экс-полпред хотел сделать из РК и Севастополя один субъект федерации, Чалый настаивал на федеральном статусе города, учитывая двухвековую обособленность города-героя, признававшуюся безоговорочно и в царские времена, и при СССР, и Украине — и Москва приняла его вариант. Считается, что с тех пор Белавенцев стал вести целенаправленную пропаганду против Чалого, создавая его образ как заносчивого, недоговороспособного человека.
Напряжение по линии Симферополь — Севастополь впервые прорвалось наружу 25 августа, когда премьер Крыма открыто выступил против продвигаемого Овсянниковым проекта гражданского аэропорта «Бельбек». Оба оппонента тогда дали понять, что рассчитывают на поддержку вице-премьера Дмитрия Козака, который должен был решить судьбу объекта на совещании по развитию Крыма в Москве, запланированном на 31 августа.
Однако сегодня на встрече в Севастополе, (где Овсянникова не было) Аксенов заявил, что на совещание к Козаку (где Овсянников будет) он не поедет, потому что у него есть «более срочные дела здесь».
Попытки «Примечаний» выяснить, состоялось ли совещание по Бельбеку у Козака, и был ли на нем Дмитрий Овсянников, успехом пока не увенчались. Зам главы департамента внутренней политики Григорий Буйлов подтвердил, что и.о. губернатора сейчас в Москве и мероприятие посетить планирует. Пресс-секретарь Козака Илья Джус сказал, что не может разглашать сведения об участниках совещания и его итоги, потому что «это просто рабочее совещание».
Пометить территориюНо вернемся к визиту Сергея Аксенова в Севастополь. Напомним, что в городе, где нового губернатора приняли более чем благосклонно, также сложилась своя каста недовольных сменой власти. Прежде всего, это близкие к г-ну Меняйло чиновники, депутаты заксобрания и члены политсовета местного «ЕдРа». Они ревниво отнеслись к заявлениям Овсянникова о намерении тесно сотрудничать с Алексеем Чалым и покинули первую встречу нового губернатора с заксобранием с траурными лицами.
Болезненную реакцию этой группы вызвало и заявление Алексея Чалого о необходимости «перезагрузить» политсовет севастопольского «ЕдРа», который при Меняйло покинули семь чаловских депутатов.
В минувший уикенд некоторые из бывших «меняйловцев» почувствовали себя уязвленными снова, поскольку оказались не приглашены на семинар по обсуждению будущего Севастополя с участием Овсянникова и Чалого. Один из этих людей, секретарь политсовета местной ЕР Борис Колесников, и стал сегодня местным хедлайнером встречи с Аксеновым.
Нет сомнений, что члены этой группы восприняли его визит как возможность реванша — если не административного, то партийного. Тем более, перед выборами в Госдуму.
Г-ну Аксенову тоже не помешает свое лобби в Севастополе, чтобы поддерживать решения крымского главы по спорным вопросам.
Комментировать визит Сергея Аксенова в Севастополь и заявления главы Крыма зам главы департамента внутренней политики города Григорий Буйлов сегодня не стал. Телефон министра информации и внутренней политики правительства РК Дмитрия Полонского был сегодня недоступен для связи.
Сам Аксенов сегодня заявил, что считает неактуальным вопрос об объединении республики и Севастополя в единый субъект РФ. «Таких целей и задач нет, никаких подводных течений нет», — цитирует его РИА Новости.
Между тем, подконтрольные главе Крыма СМИ сегодня выдали целый залп экспертных оценок, не оставляющих сомнений, что визит Сергея Аксенова в соседний субъект федерации преследовал цель «пометить территорию».
«Интеграция Крыма и Севастополя станет необратимой из-за противодействия депутатов "группы Чалого" конструктивному сотрудничеству регионов», — заявил спикер агентства «Крыминформ». По словам малоизвестного московского эксперта, объединения субъектов желает, якобы, лично президент Владимир Путин. Активно высказываются на эту тему и члены экспертного совета при главе Крыма. Правда, в качестве доказательств они приводят слова президента о необходимости сотрудничества субъектов, из которых объединение логически не следует, и с которыми никто в Севастополе не спорит.
Аксенов хочет получить возможность влиять на решения в Севастополе, в том числе, возможность блокировать решения нового губернатора, считает крымский общественник Александр Талипов.
«Речь может идти о блокировании идеи реконструкции аэропорта Бельбек, которую могут не поддержать бывшие "променяйловские", а теперь уже "проаксеновские" депутаты, — предполагает он. — Это и прохождение трассы Таврида: ведь с учетом интересов Крыма возможно привлечение крымских субподрядчиков на административной территории Севастополя. Возможно, Аксеновым будет лоббироваться вопрос объединения Крыма и Севастополя в один субъект. И, конечно главой этого субъекта он видит только себя», — уверен общественник.
Лидер общественного движения «Служу Севастополю» Олег Николаев считает, что функционеры Единой России в двух субъектах полуострова сегодня в буквальном смысле выступили за их объединение.
«Они подали это как внутрипартийные дела. Еще и подкрепились карманным экспертом, который пытается объяснить необходимость сращивания Крыма и Севастополя конфликтом, отчалившим вместе с Меняйло в Сибирь. Похоже, крымским властям не нужен стабильный и развивающийся регион по соседству», — отметил он.