Сентябрь в Гурзуфе

04-09-2016 10:41:09
Автор: Татьяна Никитина
Извилистые улочки немыслимо переплетаются на склонах гор. Жирные коты царствуют среди веерных пальм и рыжей черепицы. Застыл в синеве громоздкий Аю-Даг, вдалеке белеют Адалары. Эхо разносит среди итальянских сосен греческие имена и тюркские топонимы. Это

Это благодатное побережье издавна привлекало мореплавателей и купцов, поэтов и художников, искателей приключений и музыкантов. Полторы тысячи лет назад его посетил византийский император Юстиниан, спустя века здесь останавливался русский путешественник Афанасий Никитин. Юный Пушкин в компании Раевских сопоставлял чарующий залив возле Медведь-горы со сказочным Лукоморьем. Здесь Александр Сергеевич влюблялся,  угощался виноградом, отдыхал под сенью вековых крымских дубов и кипарисов. Окрестности Гурзуфа обессмертил неутомимый маринист Айвазовский.

В ХХ веке курортный городок стал источником вдохновения для Чехова и Коровина, Шаляпина и Заболоцкого. Это уютное курортное поселение привлекало Бунина и  Маяковского, Бориса Чичибабина и Евгения Рейна.

В гурзуфских парках, доставшихся в наследство от дореволюционной России, сохранились множество достопримечательностей. Здесь современный турист может порадоваться старинным усадьбам,  ухоженной экзотической флоре и роскошным  фонтанам. Самый известный фонтан называется «Ночь». Экскурсия по парку и осмотр фонтанов стоит 100 рублей.

Память о Пушкине чувствуется здесь повсеместно. Гурзуфский литературный музей располагается на территории одного из санаториев. В день рождения поэта, 6 июня, здесь читают стихи у домика, где гостил Александр Сергеевич. В торжественных костюмах рядом с верандой проводятся инсценировки и балы.

К сожалению, расписание режима работы музея очень неудобное. В основные удобные для экскурсионной поездки дни: субботу и воскресенье музей закрыт. Работает музей по будням.

Памятник А.С. Пушкину

Так, если удаляться можно  Оттоль, где вечный свет горит,  Где счастье вечно, непреложно,  Мой дух к Юрзуфу прилетит. Счастливый край, где блещут воды,  Лаская пышные брега,  И светлой роскошью природы  Озарены холмы, луга,  Где скал нахмуренные своды 

А. С. Пушкин

Бал возле Пушкинского домика в день рождения поэта

В большом полукружии горных пород,Где, темные ноги разув,В лазурную чашу сияющих водСпускается сонный Гурзуф,Где скалы, вступая в зеркальный затон,Стоят по колено в воде,Где море поет, подперев небосклон,И зеркалом служит звезде.

Николай Заболоцкий

Беседа  Пушкина и Филарета Дроздова

В одной из комнат Пушкинского домика можно увидеть необычное изображение, похожее на икону, где представлен православный святой Филарет Дроздов (предок известного биолога-телеведущего), беседующий с «солнцем русской поэзии». Этот диалог хорошо известен любителям русской словесности.

Ученый кот. Гурзуфский дворик

Спустя два века после визита Пушкина на Гурзуфской набережной по-прежнему можно встретить и бородатого Черномора, и русалок. Вдоль пирсов вальяжно разгуливают ученые коты. Лукоморье продолжает бодрствовать, несмотря на хаотичную застройку городка многоэтажками и захват общественных  пляжей…

В тени субтропического древа притаился деревянный малоросс

В Гурзуфе всю ночь голосят петухи. Здесь улица — род коридора. Здесь спит парикмахер, любитель ухи, Который стрижет Черномора. Царапая кузов о камни крыльца, Здесь утром автобус гудит без конца, Таща ротозеев из Ялты. Здесь толпы лихих санаторных гуляк Несут за собой аромат кулебяк, Как будто в харчевню попал ты.

Николай Заболоцкий

Престольный праздник в Гурзуфской церкви, посвященной Успению Богородицы

Вид на легендарную Медведь-гору

А вот строки поэта Виктора Виноградова, посвященные дивному городку на украинском языке:

Південне сонце блідо матовіє крізь хмар нестрижені отари. У птахові вітрила бризом віє холодний гомін Адаларів. Фаланги хвиль щитами перламутру вистукують скелястий стогін. На плечі гір круті первісним хутром лягає сніг, і під розлогі під опахала італійських піній стікає срібний дощ оливи. А дух вогню над коминами, синій, летить розвіяний і пахне чорносливом.

В. Виноградов

В начале сентября центральные пляжи Гурзуфа все еще переполнены, отдыхающие лениво бродят по набережной босиком. На узких, узловатых улочках живописцы пытаются запечатлеть мгновенье.  

Романтические переулки еще не поглотила варварская застройка. Из окон доносится звон посуды и музыка. Над старинными резными балконами пикируют наглые чайки.  Повсеместно пахнет уже не кулебяками Заболоцкого, а чебуреками и шаурмой.

На горизонте виднеется скалистый профиль горы, где расположена дача  Антона Чехова и руины византийской крепости.

Громко играет восточная музыка. Отдыхающих заманивают в многочисленные шалманы прямо у морского прибоя. Ленивые мажоры раскуривают кальяны в татарских забегаловках. Ветер покачивает гирлянды вяленых рыбин.

Переливаясь, как хвост павлиний, волны качают башку буйка. Ветром растянуты кроны пиний, словно залётные облака. Видно застрявшим на перевале,  как разбегаются по горбу тесные улочки, что едва ли вместят коня и его арбу.

Ирина  Евса

Гурзуф продолжает радовать, несмотря на стандартные для Крыма проблемы: в первую очередь — ограничение доступа к пляжам и хаотичную застройку исторической части поселка.

Добраться сюда легко из Ялты и Алушты на общественном транспорте. Хорошо побывать в этом уютном уголке Крыма в бархатный сезон: с сентября по конец октября. Спадает удушающая летняя жара, море еще вполне пригодно для купания, а на пляжах, улицах и в кафешках уже не так тесно. 


Показать полную версию новости на сайте