Пятая сессия Законодательного собрания Севастополя, на которой были согласованы новые вице-губернаторы команды Овсянникова, ознаменовалась попыткой группы из 11 депутатов из бывшей группы Меняйло сорвать избрание Алтабаевой на пост председателя парламента. Какие причины и люди могут стоять за гиперактивностью депутатов бывшего губернатора?
По словам источника ForPost, Белавенцев каждую неделю прилетает в Севастополь чартерными рейсами, которые заказывает по линии Совета национальной безопасности РФ. У Меняйло же в Севастополе осталась служебная квартира и жена, которая и не собиралась уезжать за мужем в Сибирь. У Белавенцева – свой дом и множество друзей, строительный бизнес которых он лоббировал сам и через Меняйло, когда оба адмирала были во властных структурах региона.
Собеседник ForPost, знакомый с ситуацией, говорит, что Белавенцев в начале текущей недели сидел в Севастополе в своём особняке и «дёргал за ниточки», участвуя в ключевых политических событиях города. Речь идёт, в частности, о заседании законодательного собрания, которое прошло 6 сентября, где 11 депутатов бывшей команды Меняйло пытались провалить голосование за председателя заксобрания. Сам Меняйло, по словам источника, смотрел пленарное заседание в прямом эфире через Интернет.
По информации издания АПН, после думских выборов нынешний полпред в Северо-Кавказском округе Олег Белавенцев переедет в Ростов-на-Дону и возглавит Южный округ вместо уходящего на пенсию Владимира Устинова. Последнему давно прочат отставку, но до сих пор не могли найти подходящего преемника. Если АПН даже на секунду правы, то мысль о том, что Белавенцеву нужно укрепить позиции в Севастополе, не лишена логики. О таком усилении свидетельствует и ряд других фактов.
Чалый и Овсянников говорили о необходимости перезагрузки в севастопольской «Единой России» не случайно. Как рассказал ForPost источник, владеющий ситуацией, в конце августа в Севастополе была предпринята попытка проведения «спецоперации» по перезагрузке ЕР, которая провалилась.
Допустивший падение авторитета правящей партии секретарь местных единороссов Борис Колесников, из-за которого из политсовета в один день вышли сразу семеро депутатов команды Чалого, уже был готов подписать заявление о своей отставке с должности главы регионального отделения партии. Изменение политического расклада, по словам источника ForPost, вовсе не входило в планы тех, у кого до прихода Овсянникова всё было «схвачено». Не рад был такой перспективе и глава Крыма Сергей Аксёнов, который за два года стал надёжным членом команды Белавенцева.
Неожиданно 31 августа в Севастополь приехал Аксёнов, чтобы провести встречу единороссов Крыма и Севастополя. В формате собрания двух политсоветов партий обсуждали сотрудничество парламентов двух субъектов РФ, но без руководства севастопольского парламента, которое близко к Чалому, озвучившему идею перезагрузки «Единой России».
Среди политологов прозвучало мнение, что объединённое заседание политсоветов только внешне являлось внутрипартийным процессом, а на самом деле свидетельствует о претензиях Сергея Аксёнова полностью контролировать оба субъекта – и Крым, и Севастополь.
«Среди окружения Аксёнова существует явная неудовлетворённость фактом, что Севастополь сейчас представляет отдельный субъект Федерации. Сейчас налицо продуманная стратегия, которая до последнего момента блокировалась тем фактом, что Меняйло находился в хороших отношениях с Аксёновым. Они были даже политическими союзниками», – сказал ForPost один из них.
По словам источника ForPost в правительстве Севастополя, Белавенцев не просто хочет сохранить влияние, «его самозадача – сберечь в городе-герое ранее созданную систему „сбора дани”, „отжать” и передать друзьям ключевые активы». По словам другого собеседника, для Белавенцева, как для военного,«важно, чтобы всё было привычно, схвачено и под контролем „своих”. Чтобы по звонку можно было привезти детей на военное стрельбище пострелять или пустить их на подводную лодку. Или, сидя в санатории своего друга, похвастаться, какими качественными плитами с взлётно-посадочной полосы вымощены в пансионате дорожки».
За два года дружба Меняйло с Белавенцевым, их приверженность принципам своего «клана» привела к тому, что Севастополь буквально сдан в собственность другому субъекту РФ. Судите сами.
В сентябре 2015 года Меняйло безвозмездно передал в собственность Республики Крым железнодорожный вокзал Севастополя со всеми объектами магистральной инфраструктуры. Горожан не спрашивали. Решение объяснили необходимостью объединения железнодорожной сети полуострова с её последующей интеграцией в единую сеть РФ. Потеряв собственную железную дорогу, город федерального значения от Республики Крым взамен ничего не получил.
В июле 2016 года в Севастополе на «круглом столе» обсуждали маршрут, по которому может пройти севастопольский участок федеральной трассы «Таврида». Но при этом, по сведениям департамента архитектуры и градостроительства, уже на тот момент существовало постановление правительства города № 374-ПП, подписанное Меняйло, о том, что проект федеральной трассы будет реализовываться на основе имеющейся на сегодня дороги из Севастополя на Симферополь. А 31 августа глава РК Аксёнов в Севастополе заявил, что «трасса „Таврида” станет единой» (не забываем о единой железной дороге. – Ред.).
По информации источника ForPost в правительстве Севастополя, на встрече с вице-премьером РФ Дмитрием Козаком 31 августа врио губернатора Севастополя сумел отстоять позицию по севастопольской «Тавриде». Сейчас новое правительство Овсянникова окончательно прорабатывает маршрут трассы и договаривается с подрядчиком.
Из-за непрофессионализма Еремеева и Меняйло, а также из-за их желания получить личные выгоды город федерального значения почти потерял свой гражданский аэропорт «Бельбек», который Аксёнов уже видел в виде филиала симферопольского аэропорта. А когда Овсянников стал возвращать аэропорт, в частности, начал активный поиск частного инвестора, к нему со срочным визитом приехал глава РК. По сведениям источника ForPost в правительстве Севастополя, Аксёнов, «мягко выражаясь, „убеждал” Овсянникова оставить идею с аэропортом, видимо, рассказывая, что после ушедшего Белавенцева он тут главный». Наш собеседник убеждён, что так разговаривать с главой города-региона может только человек из «другой команды», с Меняйло же всё было мирно, поскольку последний безропотно выполнял «поручения» крымского соседа. Впрочем, Овсянников был убедителен: Козак заморозил проект развития Бельбека в качестве симферопольского аэропорта и дал руководству Севастополя два месяца на поиск инвесторов.Щедрый даритель за счёт Севастополя, в августе 2015 года Меняйло с лёгкой руки передал в собственность Республики Крым 27 гектаров земли южнее мыса Сарыч и имущественный комплекс детского лагеря им. Комарова в Форосе, который до скандальной национализации принадлежал Севморзаводу. У жителей Севастополя экс-губернатор по традиции ничего не спрашивал, и снова город не получил ничего взамен.Тихо и безвозмездно, со словами «бесполезный актив» из собственности Севастополя в июне 2016 года в собственность Республики Крым был передан блокирующий 25-процентный пакет акций «Генбанка». Одного их трёх монополистов на рынке банковских услуг полуострова, на минуткочу. По словам источника ForPostв правительстве Севастополя, Аксёнов просто позвонил Меняйло и попросил передать банк, а тот – согласился. Безвозмездная передача актива другому субъекту РФ требовалась, по словам Аксёнова, для оптимизации работы банка.Наверное, тоже для оптимизации Меняйло подарил Крыму газораспределительную станцию, а потом и почти все генераторы, которые получил Севастополь в период энергетической блокады. Источник ForPostв «Крымэнерго» сообщил, что часть генераторов из Севастополя действительно передана в собственность «Крымэнерго», часть – в «Крымские генерирующие системы», а часть – ещё «продолжает передаваться в Крым и сейчас».Оптимизация, вероятно, стоит и за схемой поступления в Севастополь электроэнергии после того, как на Федюхиных высотах будет построена Севастопольская ТЭС. Собеседник ForPost, близкий к руководству компании «Технопромэкспорт», которая строит электростанцию, сообщил, что «после запуска и симферопольская, и севастопольская станции, как принято в России, будут отдавать сгенерированную энергию на оптовый рынок, откуда затем энергию перераспределят между регионами». Однако, по его словам, транзит электроэнергии, в том числе и в Севастополь, будет осуществлять компания «Крымэнерго».
Добавим к этой картине факт, что севастопольская почта – это филиал «Почты Крыма», и получим следующее: интересы Севастополя в политической сфере, банковской, энергетической, транспортной и логистической за два года прямо или через заинтересованных во власти людей отданы в пользование другого субъекта РФ.
И в момент, когда в Севастополе сменили губернатора и новый врио начал совместно с заксобранием разгребать авгиевы конюшни, молчавший два года сосед взорвался во всех своих СМИ истерикой на темы отсталости Севастополя и «оппозиционной» деятельности команды Чалого.
Любопытно, что все два года, в течение которых севастопольцы буквально криком кричали о безответственности власти, соседа в делах Севастополя всё устраивало. И только когда под боком зародилась «угроза» (никак иначе не назвать) появления по-настоящему успешного региона с прорывным развитием, Севастополю решили «обрезать крылья».
Или шаги нового руководства Севастополя разрушают устойчивую систему, на которую Белавенцев может опереться? В таком случае ему могут быть выгодны скандалы между Крымом и Севастополем. Они лишний раз докажут, что без Белавенцева на Крымском полуострове ничего «разрулить» не могут. А там, глядишь, и должность полпреда в ЮФО освободится.