В 16:30 крымский штаб «Единой России», премьер-министр республики Сергей Аксенов и спикер госсовета РК Владимир Константинов проводят пресс-конференцию по итогам выборов в Госдуму РФ. На мероприятие приглашен узкий круг приближенных к власти СМИ — приглашения на прес-конференцию массово не рассылались. Корреспонденту «Примечаний» в приемной крымского штаба «ЕдРа» дать телефон партийной пресс-службы без объяснения причин отказались, в ответ на просьбу об аккредитации посоветовали перезвонить через десять минут, а потом сообщили, что аккредитация уже закончилась.
По всей вероятности, устроители пресс-конференции хотят избежать острых вопросов. А вопросы эти могут возникнуть, и самый главный из них — где все-таки будет работать после избрания в Госдуму РФ Сергей Аксенов.
Однозначного ответа на этот вопрос, похоже, нет даже у самого Аксенова — и именно с этим щекотливым обстоятельством крымский общественник Александр Талипов связывает закрытость мероприятия и долгий подсчет голосов крымским избиркомом. Ведь итоги выборов, которые на нем должны быть оглашены, связывают с личными перспективами премьера.
По предварительным данным, вчера (если учитывать общий процент ЕР по Крыму и в целом по России) Республика Крым получала 3,8 депутатских мест в Госдуме. Сергея Аксенова, который с самого начала заявлял, что намерен отдать свой депутатский мандат кому-то из соратников и сохранить за собой после выборов пост премьер-министра Крыма, это вполне устраивало: он мог отдать свой мандат Наталье Поклонской, которая в предварительный список депутатов ГД от Крыма еще накануне не проходила, и остаться в Крыму. Но кто-то или что-то изменило ситуацию.
Как и в случае с подсчетом голосов на праймериз «Единой России», в Крыму затянули с подсчетом до последнего. И не зря, потому что сегодня результаты изменились. Согласно новым данным, в Госдуму от республики проходит уже не 4, а 5 депутатов: Аксенов, Шеремет, Бальбек, Лебедев, Поклонская. Это значит, отдавать мандат Поклонской Аксенову уже нет необходимости, и формальных поводов отказаться от работы в Госдуме у него стало меньше.
Он, разумеется, может отдать свой мандат космонавту Шкаплерову. Но это не понравится некоторым членам администрации президента, которые, по слухам, уже припасли лидеру «команды победителей» место председателя или зампреда Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками.
Между тем очевидно, что для Аксенова пост премьера (или, как принято говорить в его окружении, «главы Крыма») — единственная гарантия удержать контроль над активами, денежными потоками и перспективным доступом к деньгам ФЦП, которые, судя по смене подрядчика «Тавриды», начали уходить под прямой контроль москвичей. А поскольку денег в бюджете России все меньше, борьба околокремлевских кланов и группировок за доступ к ним будет лишь обостряться. Крым при этом остается одним из самых финансируемых регионов РФ, и это делает положение Сергея Аксенова все более шатким.
Помимо публичных заявлений о том, что покидать полуостров Аксенов не намерен, глава Совмина Крыма, по нашей информации, несколько раз собирал своих соратников, обладающих лоббистским потенциалом в столице, и просил замолвить словечко в пользу своего сохранения в нынешней должности. По словам Александра Талипова, вчера Владимир Константинов агитировал депутатов госсовета и членов «ЕдРа» поддержать главу республики, ходатайствовать «оставить его» в Крыму.
Но, похоже, «повысить» Аксенова вслед за Меняйло и Белавенцевым в Москве решили твердо. Даже если Наталья Поклонская пройдет в Госдуму (и, как ожидается, возглавит там Комитет по работе с правоохранительными органами), премьеру Крыма все-таки суждено рано или поздно стать ее коллегой.
Он, конечно, может устроить демарш в стиле Рамзана Кадырова, к которому не без удовольствия ездил в гости вместе с Сергеем Меняйло — или в стиле прошлогодней публичной акции по защите своей команды от антикоррупционных расследований.
Однако Аксенов — это не Кадыров, экс-полпреда Белавенцева рядом уже нет, а глава Крымского УФСБ Палагин — все еще рядом, в Симферополе. И карт-бланш на любые действия по борьбе за торжество законности на полуострове он может получить в любой момент.
Если судьба полковника Захарченко и его миллиардов чему-то учит — то она учит разумному самоограничению. Иногда бывает жизненно важно вовремя остановиться и удовольствоваться достигнутым.