Не держите нас за дураков

21-09-2016 14:30:21
Автор: Антон Седнин
Чиновники буквально зубами вцепились в проект переброски вод реки Коккозка в Севастополь. И это несмотря на протесты общественников, экологов и геологов на форумах самого высокого уровня. На кону — почти 2 млрд рублей ФЦП, и заинтересованные лица знают, ч

Сегодня по теме высказался «Водоканал» Севастополя. Главный инженер предприятия Алексей Чайников заявил, что жители Бельбекской долины просто неправильно проинформированы. Мол, всю воду забирать у них и не будут, достаточно лишь 12-15 млн кубов воды — да и то в паводок.

Такое впечатление, что народ попросту держат за дураков. Вы что же думаете, господа чиновники, мы ничего про паводок не знаем?

Все мы видели и знаем, как выглядит водохранилище. Строится дамба, за которой образуется большая искусственная запруда, а река продолжает течь дальше. Вот только сток ее теперь подчиняется не природным законам, а человеческим. В итоге река начинает жить совершенно другой жизнью.

Часть воды из перегороженной Кокозки, доходящая в паводок до определенного уровня в искусственной запруде, будет уходить по трубе в Севастополь. А не в реку Бельбек. В итоге, как уже комментировали геологи и экологи, русло самого Бельбека, в который и впадает Коккозка, будет застаиваться, заиливаться. Вода зацветет.

Погибнут редкие, краснокнижные животные, которые живут исключительно в проточной воде. Вы знали, что в Коккозке живут пресноводные крабы? Вы знали, что в реке существует дикая популяция ручьевой форели?

Исчезновение паводков приведет к тому, что русло Бельбека не будет очищаться от твердых стоков — песка и гальки — естественным путем. А значит, они не будут сбрасываться вместе с водой в море. Миллионы лет река, вынося эти твердые стоки, формировала морской берег в районе Любимовки и Северной стороны таким, каким мы его знаем. Чем больше стоков, тем шире полоса песка на пляжах западного Крыма.

Пляжи эти уже активно разрушаются, а стоящие на берегу жилые дома и дачи потихоньку ползут в море — следствие регулирования стока других рек в бассейне Бельбека. Коккозка осталась чуть ли не единственной рекой, на пути которой водохранилище еще не построено. Обо всем это еще в прошлом году говорили специалисты «Крымгеологии». 

А в этом году ученые института спелеологии и карстологии КФУ им. Вернадского представили свое заключение, в котором говорится, что строительство в 9-балльной сейсмической зоне чревато усилением оползневых процессов в окрестностях Большого каньона.

К тому же наличие в области строительства водохранилища больших карстовых полостей может привести к тому, что вода из него будет просто уходить под землю. Нечто похожее происходит в русле реки Черной, где в районе Морозовки под землю уходит около 20% стока реки.

Вот так город и теряет драгоценную влагу: часть сбрасываемого из водохранилища самотеком исчезает по пути навсегда.

Но на доводы специалистов наплевать тем, кто твердо настроился освоить деньги ФЦП. Напомним, что эта идея была включена в программу с подачи правительства Сергея Меняйло. Крымские СМИ пишут, что сам проект родом еще из 90-х, но уже тогда его признавали утопическим. И вот он восстал из забытья. Для чего?

Почему именно на Соколинское водохранилище власти города решили сделать главную ставку, проигнорировав положенные в таких случаях исследований водного каркаса и водного баланса города? Почему не рассмотрели альтернативные варианты?

Может быть, потому, что здесь огромные средства можно освоить именно на этапе проектирования и рассмотрения вариантов. Строительство водохранилища в сейсмозоне 9 баллов, которое похоронит и дорогу Бахчисарай-Ялта, и потрясающее по своей красоте русло реки ниже Большого каньона, в итоге признают нереализуемым. А миллионы, выделенные на проект, будут уже потрачены.

Вдумайтесь, около 4,5% выделенной федералами суммы уже сожрал поиск вариантов реализации проекта, проведенный фирмой «МосСтройКвадрат». И ни одно из трех предложенных ими решений высокой комиссии по экологической и энергетической безопасности при Совмине не понравилось

К сожалению, следует признать, что вода — это не только крымская проблема, хотя в Крыму она в ближайшее время встанет особенно остро.

Недавно мне довелось побывать на родине — в Волгоградской области. То, как обмелела Волга, я увидела невооруженным взглядом. Дон, увы, по словам местных, уже не судоходен. Пропали и многие мелкие реки.

Специалисты говорят, что деградация речной системы связана и с глобальной переменой климата, и со строительством крупных плотин для ГЭС — Волжского и Цимлянского водохранилища. Деградация речной системы шла постепенно. В одних местах вода пропала, а в других — появилась. Многие населенные пункты стало затапливать не только по весне - вода в домах и на огородах стоит круглый год. Люди были вынуждены покинуть свои жилища.

Огромные реки, великие цели — судоходный канал Волга-Дон, крупные ГЭС, орошение сельхоз земель — и такие последствия. А мы готовы погубить крошечную, но невероятно красивую крымскую реку ради каких-то 15 млн кубов воды в год. Может, стоит подумать о рациональном использовании воды, которая у нас есть сейчас?

Например, починить сети «Водоканала», изучить водный баланс региона, почистить Чернореченское водохранилище, не знавшее профилактических работ с самого дня своего создания, подумать об альтернативном способе доставки воды из водохранилища в город — не по руслу реки самотеком, а, к примеру, по водоводу.

К сожалению, задним числом программу ФЦП уже не исправить. И чиновникам ничего не остается, как зубами держаться за то предложение, что уже есть, и созывать все новые и новые совещания по проекту.

Господа чиновники, мы не будем призывать вас подумать о будущем наших детей и внуков. В этой стране, к сожалению, кроме денег мало что имеет значение. Но мы просим об одном: разбазаривая федеральные средства на разного рода прожекты, хотя бы не выставляйте дураками нас, простых крымчан.


Показать полную версию новости на сайте