Напомним, шестого октября провластные крымские СМИ сообщили об аресте двух алуштинских оппозиционеров — депутата местного горсовета Павла Степанченко и главного редактора «Твоей газеты» Алексея Назимова. По версии правоохранителей, которая сразу широко распространилась по Крыму и за его пределами, Назимов собирался получить от члена одной из местных партий 150 тысяч рублей путем шантажа, пообещав взамен не распространять в СМИ некоторые сведения, порочащие политика и его партию. Степанченко, по версии следствия, выступал посредником в передаче денег.
Теперь оппозиционеры подозреваются в совершении преступлений по двум пунктам 204-ой статьи УК РФ — «коммерческий подкуп, сопряженный с предметом вымогательства предмета подкупа» и «посредничество в коммерческом подкупе, совершенное группой лиц по предварительному сговору». Таким образом, Назимову грозит до девяти лет лишения свободы, Степанченко — до пяти.
Версия подозреваемых пока не озвучена, однако известно, что послуживший поводом к задержанию разговор у Назимова со Степанченко происходил с членом алуштинской «Единой России». Недавно на странице Павла Степанченко в «Фейсбуке» появился пост, в котором раскрываются некоторые детали произошедшего со слов Алексея Назимова.
Он пишет, что встреча состоялась в популярном алуштинском кафе «Киви-киви», куда местный предприниматель Михаил Красненков пригласил журналиста «Твоей газеты» Андрея Облезова и самого Назимова для переговоров о возможном сотрудничестве. Когда к ним присоединился «некто Александр Ражков», участники разговора определили объем работы в Интернете и оплату. Дальше, по словам журналиста, в кафе приехал Степанченко, которого тоже предполагали привлечь к снятию видеоматериалов, сбору информации и распространения ее в соцсетях.
«Обращаю внимание! Именно в сети Интернет, так как печатное издание «Твоя газета» не выходит с ноября 2015 года», — подчеркивает Степанченко, — Все трое — Назимов, Облёзов и Степанченко присутствовали на встрече как физические лица, и речь велась исключительно о работе в сети Интернет. В процессе продолжившейся беседы между с Назимовым, Ражков передал Назимову, как впоследствии оказалось, меченые деньги. В итоге появилось громкое дело, которое представлено как вымогательство».
Назначенный Назимову государством адвокат Александр Осипко-Ермишин сообщил, что договор с представителем «Единой России» подразумевал только публикации в соцсетях и на сайте «Твоей газеты», чтобы «снизить накал конфликта с действующей властью».
Юрист подтвердил, что Назимов является физическим лицом и действовал как блогер — т.е. обвинение в «коммерческом подкупе» в данном случае неправомерно.
«Ответственность за совершение коммерческого подкупа может нести только специальный субъект — лицо, которое выполняет управленческие функции и наделено служебными полномочиями в коммерческой или иной организации, — объясняет адвокат. — Однако Назимов действовал в сети Интернет как физическое лицо — «блогер» — и каких-либо денежных средств не вымогал. Печатное издание «Твоя газета», учредителем которой является Назимов, не выходит с ноября 2015 года по настоящее время, никакие статьи в ней не размещаются».
«При таких обстоятельствах отсутствует состав инкриминируемого преступления, — подчеркнул адвокат Назимова. — Непонятно, чем руководствовалось следствие, возбуждая это уголовное дело».
Впрочем, чем руководствовалось следствие, предположить можно. А именно — репутацией оппозиционеров.
Напомним, что в Алуште Назимов и Степанченко давно стали занозой для местных властей из-за многочисленных критических публикаций в «Твоей газете» — в том числе, о нарушениях прав горожан и на недавно прошедших выборах.
Назимову, в частности, вызывали в полицию и пытались привлечь к ответственности как редактора «Твоей газеты» после публикации видеосюжета под названием «Судебно-полицейский беспредел в Алуште продолжается».
Позже ему открыто угрожали подбросить наркотики, если тот не прекратит разоблачать в своих статьях местных чиновников.
Степанченко, в свою очередь, арестовывали на пять суток за встречу с избирателями по вопросам незаконной застройки набережной Алушты, а в ходе задержания избили. И это при том, что встреча проходила мирно, плакатов и звуковой аппаратуры у собравшихся не было, так что назвать собрание митингом было никак нельзя.
В свете этих событий редакция «Твоей газеты» считает уголовное дело в отношении Назимова и Степанченко политическим и уверены, что судебный процесс над депутатом и главным редактором будет показательным «во всех смыслах».
Такого же мнения придерживается крымский активист Илья Большедворов.
«Все это похоже на подставу, — сказал он «Примечаниям». — Во-первых, им вменяют коммерческий подкуп, но 150 000 рублей — это не те деньги, с которыми обычно инкриминируют эту статью. Неуплата налогов и то, что сделка произошла без кассового аппарата — еще куда ни шло. Плюс на видео вообще ничего не ясно — что за деньги, что происходит. Если бы их действительно подозревали в коммерческом подкупе, то была бы запись переговоров с человеком из "Единой России", у которого они якобы вымогали деньги. А то видео, что есть, показывает лишь сидящего в заведении Назимова и пересчитывающего деньги оперативника в маске. Там даже звука нет».
В местной администрации, впрочем, считают, что всего этого оппозиционеры заслужили сами. Мол, нечего было воду мутить, авось и обвинений бы избежали.
«Они всегда все переворачивали с ног на голову, все, что делалось хорошего — преподносили в негативе, — сказала «Примечаниям» глава администрации Алушты Галина Огнева. — Это люди-негодяи, никто их не подставлял — они своими действиями сами доказали, что они негодяи. Все покажет следствие».
Но все это вполне предсказуемо — удивительно тут другое. Степанченко и Назимов известны как главные оппозиционеры Алушты, ранее возглавлявшие местную ячейку КПРФ, однако ни одного публичного заявления в их поддержку со стороны однопартийцев после их задержания не прозвучало.
Впрочем, и самой КПРФ в Алуште больше нет — местную ячейку партии закрыли в декабре прошлого года, предварительно исключив оттуда Назимова и Степанченко.
Главред «Твоей газеты» связывал это с открытым письмом к Геннадию Зюганову и опубликованной им статьей о том, что роспуск КПРФ является «расправой с неугодными» внутри партии.
Не прозвучало поддержки и со стороны профессионального сообщества. И это выглядит особенно странно, потому что солидарность или хотя бы публичная обеспокоенность со стороны профсоюзов в таких случаях является, как минимум, необходимой формальностью.
В разговоре с «Примечаниями» глава крымского Союза журналистов Андрей Трофимов объяснил свое молчание неинформированностью о деле Назимова и Степанченко, а также предположил, что в помощи они не нуждаются.
«У меня никакой информации дополнительной нет, кроме того, что я читал, — сказал Трофимов. — Какая инициатива может идти от меня, если у меня нет ни их контактов, ни адвокатов? Они не являются членами союза журналистов. Контактов у меня нет. Мне что - через полицию их выяснять? Ко мне они не обращались, помощи не просили. А раз не просили, значит у них, наверное, все хорошо».
Впрочем, отстраненность профсоюза кажется удивительной только на первый взгляд. Вспомнить хотя бы историю журналистки «Крымской газеты» Ольги Крамной, уволенной за вопрос о причинах преследования властями республики владельца зоопарков «Тайган» и «Сказка» Олега Зубкова. Тогда Союз журналистов точно так же хранил молчание.
И это можно понять, если признать, что и журналистский профсоюз в Крыму, и пресловутая ячейка компартии — имитационные структуры, которым не нужна конфронтация с властью, чьими придатками они являются.
Впрочем, разумной такую позицию едва ли назовешь, потому что на месте Назимова и Степанченко может оказаться каждый — и не только журналист или депутат.