Такого единогласия, как сегодня, в городском парламенте не было с момента избрания спикером Алексея Чалого, которого в сентябре 2014 года поддержали все депутаты обеих фракций. С того момента часть симпатиков Чалого получили работу в ГУПах правительства Севастополя, были и другие мотивы. Так Сергей Меняйло размыл долю «народного мэра» в заксобрании и переманил на свою сторону 11 депутатов. Именно они в течение двух лет не давали прямым выборам главы города закрепиться в Уставе Севастополя.
В июле этого года главой Севастополя назначили Дмитрия Овсянникова. Он показал полную лояльность курсу Алексея Чалого, в том числе, по всенародному избранию губернатора. Встретив эпизодическое несогласие со стороны окружения Меняйло, Овсянников довел поправки в Устав до третьей попытки.
В этот вторник, 18 октября, не было ни споров, ни оскорблений. Все согласно кивали и благодарили друг друга. Человеку, привыкшему к севастопольским конфликтам, причина этой метаморфозы была совершенно непонятна.
Хотя позиция местной «Единой России» была известна еще в минувшую пятницу. Партийцы впервые за два года поручили своей фракции в заксобрании принять поправки в Устав в первом чтении.
С чем связаны такие перемены, остается только догадываться. Девять депутатов единороссов из 22 всегда были против или воздерживались во время обсуждения прямых выборов. Постоянные критики поправок в Устав секретарь «ЕР», депутат Борис Колесников вместе со своим новым замом по партии Татьяной Вусатенко еще в августе покинули рыночный ГУП. Ушел с руководящего поста в госпредприятии «Пансионаты Севастополя» и парламентарий Сергей Кравченко. Теперь они никак не зависят от главы Севастополя, как это было при Сергее Меняйло, и могли бы отстаивать свою точку зрения, которую транслировали с начала 2015 года. Сегодня три депутата нажали непривычную кнопку «за», впрочем пообещав устроить публичные слушания до второго чтения.
Не противилась сегодня и Татьяна Лобач. Как сообщал «Коммерсант», ее напугали разговоры о слиянии бюджетного и экономического (который она возглавляет) комитетов заксобрания. Для нее это означало бы потерю работы. Непривычно единодушны были и директора севастопольских школ Ирина Кравец, Ольга Хомякова и Виктор Оганесян. Хотя депутаты-бюджетники поступили так же, как и при Сергее Меняйло, — просто поддержали позицию работодателя-губернатора.
Оставшиеся два депутата — пенсионеры Татьяна Сандулова и Александр Ковшарь не стали плыть против поменявшегося течения. Как говорят в заксобрании, Ковшарь примкнул к 12 депутатам Алексея Чалого еще 6 сентября — он стал четырнадцатым, кто отдал голос за назначение Екатерины Алтабаевой на пост спикера.
Позиция ЛДПР, которую в ЗС представляют всего два депутата Илья Журавлев и Игорь Валис, оставалась загадкой до обсуждения наболевшего вопроса. Ранее либерально-демократический дуэт выражал протест выборности губернатора Севастополя. Власть сменилась, а бизнес семьи Ильи Журавлева по вывозу городского мусора остался. Экс-губернатор Сергей Меняйло фактически сделал Журавлевых монополистами на рынке твердых бытовых отходов. Возможность допуска конкурента на улицы новым правительством грозило бы потерей привилегированного положения «Чистого города». Поэтому накануне принятия бюджета 2017 года на благоустройство Севастополя Илья Журавлев сделал правильный выбор — он поддержал поправки в Устав.
В этот раз не стал противиться и его однопартиец Игорь Валис. Он руководит ГУПом правительства «Управляющая компания», и его дальнейшая карьера напрямую зависит от того, чем закончится инициированная Дмитрием Овсянниковым проверка госпредприятий на эффективность.
До начала неофициальной избирательной кампании Дмитрия Овсянникова остается тридцать дней. В середине ноября поправки в Устав о прямых выборах губернатора будут вынесены на второе чтение. После того, как они будут приняты, будущее действующего главы города будет зависеть не от сплотившихся ситуативно депутатов и мнения Москвы, а от голосов севастопольцев в сентябре следующего года.