Крым засыхает

28-10-2016 06:00:24
Автор: Татьяна Никитина
Через двадцать лет полуостров может стать соленой пустыней. Процесс уже начался в Армянске и Нижнегорском районе. Людям не дают об этом говорить открыто, чиновники рапортуют о том, что все у нас прекрасно. А тем временем вода в Крыму становится все солене

«Процесс необратимый. Мы забираем пресную воду и получаем соленую». Так коротко поясняет ситуацию с водой Николай, житель Нижнегорского района. Он участвовал в строительстве Северо-Крымского канала, знает многое о том, откуда берется вода на полуострове. По его словам, выкачивать последнюю воду из-под земли — это не выход.

«У нас отличная вода в скважинах, но что мы с ней делаем? Посмотрите, из Новогригорьевского водозабора ее отправляют в Восточный Крым по Северо-Крымскому каналу, то есть, по сути, загрязняют по дороге».

Он рассказывает, что раньше на территории Северо-Крымского канала была подземная подушка, напитанная водой. Она постепенно заполняла все карстовые ниши и подпитывала подземные воды. Сейчас все иначе. И, по мнению Николая, водовод с Кубани не поможет. Стоимость такой влаги для полива будет слишком высокой. Но даже если воду дадут с материка и цена ее будет приемлемой, проблемы останутся.

«У нас рисовая система разрушена, многие водоспускные колодцы пришли в негодность. Да и специалистов нет, они разбежались по рынкам. Чтобы все заработало, нам нужно вкладывать существенные суммы денег, даже трубы и задвижки менять».

Валентина, также проживающая в Нижнегорском районе, рассказывает, что во многих домах опустели колодцы. У нее было более метра воды, а сейчас по тому участку, где находилась живительная влага, можно ходить в обуви. Вода едва достает до щиколоток.

«При СССР были определенные лимиты по забору воды, которые никто не имел права нарушать. Сейчас образовавшиеся пустоты заполняются грунтовыми водами. Чем больше мы заберем воды, тем нам же будет хуже. Вполне вероятно, что у нас есть не более 20 лет с такими темпами забора воды».

Сергей Донской, министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации, осматривает один из водозаборов

Жительница Нижнегорского района говорит, что Северо-Крымский канал спасал сельхозпроизводителей. И тогда все жили на широкую ногу, воду не экономили. Теперь ситуация коренным образом изменилась. И по мнению Валентины нам нужно для начала научиться ее экономить. Ведь пока другого варианта у нас и нет.

Один из аграриев Крыма рассказал, что теперь у сельхозпроизводителей начались тяжелые условия. Вся вода уходит на обеспечение нужд населения, на полях ее катастрофически не хватает. На своем предприятии он использует капельные системы орошения, чтобы хоть как-то обеспечивать влагой посевы. 

Система капельного орошения в теплице

«Нам нужно как-то договориться с украинской стороной, снова дать воду по Северо-Крымскому каналу. Другого пути у нас нет. А как договориться — непонятно. Ведь они устроили геноцид населения Крыма».

Соленый Армянск

О проблеме нехватке воды знают и в северной части Крыма. Здесь расположено предприятие «Крымский титан», который откачивает воду из скважин. Местные жители открыто говорят о том, что из-за него постепенно в кранах вода становится все соленее. Александра, работающая непосредственно на заводе, уверена, что о людях, как обычно, никто не думает.

«Местные чиновники боятся, молчат о проблеме. Они скорее расскажут, как у нас все распрекрасно. На самом деле, завод почти обанкротился, но панику никому не дают начинать. Даже дурак поймет, что скважины не бездонные, использовать воду из них для технических нужд — это неправильно. Более того, может и незаконно. Я считаю, что нужно строить опреснители, причем начинать это делать нужно было два года назад».

Александра утверждает, что закрытие завода тоже не решит проблему. Тогда многие жители Армянска и окрестных сел останутся без работы, а это еще хуже, чем соленая вода в кране. При этом крымчанка уверена, что скоро нечем будет даже в туалете смывать.

«Власти ждут, пока жареный петух их в одно место не клюнет… это лично мое мнение. Никто не думает о нас, о людях. Что нам пить, где работать? Лучше молчать. Авось пронесет. Только интересно как?»

Кому по 15, кому по 112

О проблеме нехватки воды говорят и экологи. Председатель Крымской республиканской ассоциации «Экология и мир» Виктор Тарасенко утверждает, что во многих населенных пунктах Крыма нормы минерализации превышают допустимые показатели. Должен быть 1 грамм определенных веществ на литр, а кое-где он составляет 2-3 грамма на литр. Это приводит к засолению почв и воды.

«Нельзя забывать и о другой проблеме. У нас на полуострове дифференцированная плата за воду. В горном Крыму люди могут платить 5 рублей за 1 кубометр воды, а в селе Фонтаны в Восточном Крыму — 112 рублей».

Раньше об этом мало кто задумывался. Ведь на полуострове было три источника пресной воды: днепровская из Северо-Крымского канала, вода из своих же водохранилищ, а также из артезианских скважин и каптированных источников. Теперь осталось только два варианта, причем они не являлись основными до 2014 года.

Чиновники об этом не говорят. Так, заместитель министра экологии и природных ресурсов Республики Крым Алексей Яценко сообщил, что в Армянске трудностей с пресной водой нет, люди пьют хорошую воду. «Крымский титан», по его мнению, негативное влияние на состояние воды не оказывает. 

Завод «Крымский титан»

Председатель Государственного комитета по водному хозяйству и мелиорации РК Игорь Вайль озвучил, что специалисты обсуждали вариант использования подземных вод для нужд аграриев. И это с учетом того, что скважины уже приводят к засолению подземных озер.

«Вопрос непростой, и он не может быть быстро решен. Для того, чтобы определить использование подземных вод, нужно как минимум полтора года наблюдать эти скважины, помимо того, что затратная часть большая, чтобы эту скважину пробурить, обустроить».

Более того, создается ощущение, что главе государства о проблеме Крыма не докладывают. Во время форума ОНФ в Ялте в первый день на тематических площадках проблема засолению подземных вод Крыма поднималась тем же Виктором Тарасенко. Однако на второй день на пленарном заседании вопрос он задал словно второпях. Как будто забыл, как день назад говорил о том, что жители ряда населенных пунктов полуострова болеют чаще других из-за высокой минерализации воды.

Так или иначе, но президент свое мнение по этому вопросу высказал. 

«Мы направили на решение этой задачи из федерального бюджета 23 с лишним миллиарда рублей. С 2015-го по 2020 год планируется в Федеральной целевой программе по развитию Крыма и Севастополя еще свыше 40 миллиардов рублей», — сказал Владимир Путин на пленарном заседании. Он также добавил, что «федеральные и региональные органы власти эту проблему должны решить и обязательно решат, у меня в этом сомнений нет никаких». 

Но пока реальных действий не видно. Опреснители не строятся, так как нуждаются в большом количестве электроэнергии, а ее у Крыма в нужном количестве нет. Очистка стоков и направление воды на поля не осуществляется, потому что проще сбрасывать все отходы жизнедеятельности прямиком в море, а себе в карман класть миллионы, якобы за очистку тех же стоков.

Ну а глава республики пока занят тем, что дискутирует по поводу Коккозки. На перекладывание бумаг с места на место и соблюдение режима гробового молчания касательно проблемы водообеспечения Крыма у чиновников время есть. 


Показать полную версию новости на сайте