Эксперимент показал, что переход из Стамбула в Севастополь может грозить ни сколько борьбой с морской стихией, сколько испытанием местной бюрократией. Принципы запретов и ограничений никак не поменялись даже после поручений президента Путина и премьера Медведева о развитии яхтенного туризма в России.
В подавляющем большинстве стран процесс прохождения границы занимает 10-15 минут — никаких сложностей. Как правило, пограничный и другие сборы либо ничего не стоят, либо не превышают 150 долларов США. Выход из порта всегда бесплатный. Алгоритм простой: приходишь в чужую стану, находишь на побережье обозначение «port of call» — так отмечают порт, через который можно оформить формальности с пограничниками и таможней. На карте порта есть отметка «immigration police» — это непосредственный пункт пропуска. Дальше действия капитана простые — он находит любой свободный причал или встает на якорь, высаживается на берег с документами и первым делом отправляется оформить вход яхты, проштамповать паспорта. Пятнадцать минут. Все. Иди гуляй и наслаждайся гостеприимством города у моря.
Скептики и любители теорий заговора обязательно назовут такой порядок беспечностью иностранцев. «У нас-то службы бдят, враги вокруг». Но есть пример Санкт-Петербурга, где частично базируется Балтийский флот, а пункт пропуска организован на форте Константин в Финском заливе. Любой яхтсмен становится к безопасной стоянке у форта, оформляет все взаимоотношения с властями. Здесь работает принцип одного окна — тут же все представители таможни и пограничников и все терминалы для оплат услуг.
Организация прохождения границы в Севастополе даже после поручений Кремля остается крайне запутанной. Эксперимент как пройти границу в Севастополе и не сойти с ума начинается.
Агент — друг твойДля начала я перешерстил Интернет в поисках официальной информации о порядке посещения Севастополя на маломерном судне, так в документах называют парусные яхты. Но, во всемирной паутине ничего нет, только негативные отзывы других капитанов.
Обзвонив яхтсменов, я выяснил, что яхте первым делом нужно зайти в Капитанию (так называется одна из контрольных служб акватории Севастополя) в Морском порту. Только здесь можно проводить таможенно-пограничные процедуры.
Пока не упростят проблемы и сложности для яхтсменов — целое направление туристической отрасли никогда не станет массовым и качественным.
В Капитании сидят старые морские волки. По всему видно, что бывшие моряки. Сейчас днем они регулируют движение в порту, рация трещит от напряжения, на стене десятки записей о судах сегодняшнего дня. Первым делом, они спрашивают, «а у тебя агент есть? Нет?»
Впрочем, бывшие моряки быстро дают мне три электронных адреса, куда не менее чем за сутки и с точностью до нескольких часов нужно отправить заявку на вход яхты в бухту. В ответ присылают список документов, которые нужно заполнить. Форма явно не для яхт, а для больших судов. Инструкции по заполнению нет — ничего непонятно и много треобований, которые яхта в принципе не может выполнить.
Спрашиваю, как мне за сутки предупредить о заходе в порт — у меня же яхта из Стамбула идет. Она маленькая и под парусом. От двух до пяти суток можно идти, как повезет с погодой. Седые моряки соображают, что рассчитать действительно трудновато, но только разводят руками: «такие правила». А какой-то сотрудник порта укоризненно замечает: «Ну если капитан профессионал, тогда он может точно рассчитать время прихода судна».
— А вы моряк или яхтсмен? — спрашиваю я. — Нет, я бывший пограничник... — признается он.Из Капитании меня отправляют в соседний подъезд. Здесь находится дирекция ГУП «Морской порт Севастополя». В здании нет никаких информационных стендов, а только тоскливая карта портов Средиземного моря и пунктирные линии, соединяющие их с Севастополем. Раз есть линии, они не перечеркнуты, значит, все хорошо, подумал я с надеждой.
В окнах для приема сидят скучающие женщины и несмотря на вывеску «информация», они ни о чем не знают. Я решил совсем усложнить им задачу и представился «другом капитана», который скоро придет в Севастополь на яхте и заранее предложил оплатить его стоянку. Сотрудница ГУП долго смотрела на меня, как на идиота, а потом грозно выдала: «Вы вообще кто?!»
— Какое отношение имеете к данной яхте? — Говорю же — друг. — Вы не владелец, вы не капитан, вы просто «сочувствующий» и вы не можете ни заключить договор на яхту, ни получить счет, ни оплатить его. Вы можете только работать с нашим госпредприятием, как агент яхты.Оказалось, я могу стать агентом и собирать дань за посреднические услуги. По тысяче евро за каждую яхту. Вероятно, это самый высокий тариф в мире! При этом аренда небольшой парусной яхты в низкий сезон может обойтись в две тысяче евро за неделю. Никто не захочет оставить половину стоимости своего путешествия какому-то посреднику-агенту. Тем более, что в любом другом иностранном порту эта процедура обойдется не дороже чем 150 долларов США.
Собственно вопрос про агента — это первая фраза, которую спрашивают в морском порте. Разговор звучит примерно так:
— У вас агент есть? — Нет. — Это как?! Вам нужен агент! 500 евро вам дорого? Хм... Ну идите к директору. — Здравствуйте, директор. — У вас агент есть? — Нет. — Это как?! Вам нужен агент! Дорого? Хм... Идите в договорной отдел.Там утверждают, что без договора с ГУП «Морской порт Севастпооля» яхта не может подойти к причалу, где ее должны осмотреть пограничники и таможенники. Собираясь без этого документа в поход, вы рискуете тем, что вас просто не пустят в порт, несмотря на непогоду.
Институт посредников-морских агентов был создан для больших коммерческих судов, когда капитан явно не готов бегать с сотнями паспортов и кипами документов. Словом, морагент — друг капитанов. Но одно дело, когда гонорар платит компания, а совсем другой случай, если яхтсмен платит из своего собственного кармана.
О чем не говорят в морском портуВ «Морском порту Севастополя» мне никто так внятно и не описал действий капитана, если он не хочет платить посреднику по 500 евро за прохождение границы. Пришлось обратиться к тем, кто уже проверил гостеприимство Севастополя на себе.
На подходе к Севастополю тебя вызывают по рации. Чем ближе к берегу, тем интенсивнее начинается начинается радиообмен. С капитаном связываются пограничники, трафик-контроль, портовый контроль, как Сцилла и Харибда они сжимают кольцо сложными вопросами. В шторм капитаны вынуждены не только забоитться о судне и пассажирах, но и вести параллельный диалог с несколькими голосами в рации.
— Вы за сутки предупредили пограничников и таможню о своем приходе? — Нет. — Как нет? А вы знаете, что мы работаем только до 19:00? В выходные тоже никто не работает! — Пожалуйста, мне нужно попасть в порт. В море сильная волна. — А вы уже заключили договор и оплатили стоянку на морвокзале? — Нет, я пришвартуюсь и сделаю все, что вы хотите! — Ждите, когда мы все о вас узнаем!Все службы, услышав название судна, обращаются в «Морские порты», действительно ли на эту яхту заключен договор о стоянке у причальной стенки порта. Если подтверждения от госпредприятия нет, тогда яхте запрещают заходить в спокойные воды бухты. Капитана отправляют на якорные стоянки на внешнем рейде. При этом ни одна портовая служба города не отдает отчета, что парусная яхта, это не большой корабль, малейшая волна изматывает экипаж.
Только в 2016 году было несколько яхт, которых выдворили ночевать в открытое море. Экипажи были истощены за несколько дней сложного перехода и предупредили, что некоторые из матросов готовы броситься к берегу вплавь. Фактически только после подобных угроз яхтам разрешили зайти в бухту под прикрытие берега и стать на якорь в безопасном месте.
Фактически, портовые службы и власти своими руками создают аварийные ситуации с непредсказуемыми последствиями, абсолютно не осознавая своих действий.
В такие моменты капитан начинает медленно сходить с ума. На его тихоходной яхте — 5-6 узлов в час — переход, например, от Стамбула занимает от двух суток и более в зависимости от погоды. А с середины моря рация не берет, сотовый телефон тоже. И капитан физически не может предупредить о своем появлении хотя бы за 24 часа, и тем более отправить заявку по электронной почте.
Расстояние до Стамбула — 280 морских миль, парусная яхта при идеальной погоде с попутным ветром пройдет это расстояние за 40 часов. Если ветер не позволит идти самым коротким курсом или будет мешать волна, то переход может занять несколько суток. Простую истину, что яхта— это не коммерческие судно, которому не страшны высокие волны, никак не могут понять пограничники и чиновники морских служб Севастополя.
Бутылочное горлышко имени ГУП «Морской порт Севастополя»Любой капитан предполагает, что по сложившейся морской практике, он может завести судно в безопасную бухту, стать к указанному причалу и потом оплатить все сборы, представить документы пограничникам и таможенникам.
Но разум не стучался в двери ГУП «Морской порт Севастополя». Его сотрудники, включая директора, не могут дать внятных объяснений почему, по их правилам, яхта может пришвартоваться к их причалу только после того, как заключен договор и оплачены все услуги заранее.
Причем нет никакой возможности оплатить дистанционно, по Интернету или получить счет по электронной почте. Сотрудники абсолютно серьезно предлагают капитану прилететь в Севастополь из Стамбула с документами на яхту. И только тогда ему выдадут счета на оплату стоянки. Потом капитан летит обратно в Стамбул и уже морем приходит в Севастополь.
Из долгих и тяжелых, как рассказы Кафки, разговоров с сотрудниками «Морского порта» становится ясно, что без агента «как бы можно, но и как бы невозможно». Если вы иностранец, предприятие не имеет юридической возможности принимать оплату у вас в принципе, а только через агента. А если вы гражданин РФ и уже физически пришли на яхте в Севастополь, то не можете оплатить стоянку, потому что вы еще не прошли границу и не имеете права ступать на землю. И снова над вами вырастает тень агента стоимостью в сотни евро.
Один из рядовых сотрудников порта, увидев мои попытки осознать это безумство, искренне посочувствовал.
— Ты пойми, это может и не злой умысел... Просто если вдруг чего случится, если капитан яхты нарушит правила или еще чего, то в любой момент можно агента наказать и взыскать, а капитана-то и не найти потом. — То есть, как бы чего не вышло? Точнее, как бы кто не зашел.. — Точно... Личный опыт«Иногда доходит до дурдома, — рассказывает Вадим Иванов, который открыл первую компанию по аренде яхт в Крыму, — Стоянку на причале в Севастополе кое-как через друзей оплатили. Но матроса, который должен принять швартовый конец, оплаченного по смете морпорта, не было. Когда мы пришли к причалу, нас встретил пограничник, бдительно охраняющий берег от посягательств подозрительных лиц. Я попытался подняться на причал, чтобы принять швартовые концы со своей лодки и закрепить их. Но пограничник строго сказал — ни шагу на берег до процедуры. А она начнется, только тогда, когда на причале появится отряд пограничников и таможенников. Как тогда пришвартоваться? Не знаю, ваши проблемы, швартуйтесь без выхода на берег. В итоге я пытался набрасывать швартовы на кнехты как ковбой лассо. Пограничник стоял рядом и смотрел».
Этот севастопольский причал единственный, через который яхта может пройти границу. Он не предназначен для маломерных судов. Высокаяпричальная стенка позволяет нормально швартоваться только большим кораблям.
Следующее испытание заключается в том, что на севастопольском морвокзале нет пограничников и таможенников. Последние вообще расположились на причале «Авлита» в Инкермане. Доставка отрядов для досмотра к месту стоянки яхты тоже ложится на плечи несчастного капитана, который должен умудриться вызвать и оплатить такси, но при этом даже не имеет права выйти на причал и пришвартовать судно, дрейфуя рядом. Полная идиотизма миссия терпима для гражданина России, но абсолютно невыполнима для иностранца без знания языка.
Но на этом еще не все. Чтобы выйти из бухты, вам снова придется вызвать такси для служб и пройти такие же процедуры. Ваши проблемы может решить агент, за пять сотен евро за вход и пять сотен за выход. Справедливости ради, подобная запутанная система сложилась не только в Севастополе, но и в соседней Ялте.
Все перечисленные административные барьеры отбивают интерес к Крыму и Севастополю, как к интересному району для походов под парусами или выгодной зимней стоянки. Чтобы были понятны масшабы — в одном турецком Мармарисе стоит около 3000 яхт, сотни ежедневно яхт входят и выходят каждый день, днем и ночью.
Когда сотрудники морских служб Севастополя пеняют на сложный траффик в главной бухте и оправдывают зарегулированные правила передвижения в акватории города, всегда хочется показать им вот этот клип, о том как регулируется движение судов всех видов и типов в Амстердаме.
На последнем Форуме Действий ОНФ («Общероссийского Народного Фронта»), общественник Олег Николаев поднял важный вопрос создания отдельного закона для маломерного судоходства, ведь сегодня маленькую яхту фактически приравнивают к большому сухогрузу. Однако даже с существующими законами можно пытаться работать и принимать туристов с моря. Но опыт того же Санкт-Петербура чиновникам и руководству ГУП «Морской порт Севастополя» почему-то не интересен.
Только в Севастополе на реконструкцию и создание инфраструктуры для развития яхтенного туризма по ФЦП заложено около 4 млрд. рублей. Но никакие новые марины и стоянки не смогут изменить порочной практики, которая сложилась сегодня. Чиновничья неразбериха на уровне внутренних правил «Морского порта Севастополя» приведет к тому, что вся инфраструктура будет бессмысленной тратой денег.