Настоящая борьба за выживание развернулась на склоне горы Демерджи — видовом и живописном месте Южного берега Крыма. В Лучистом говорят, что распродана даже вершина горы, а земля под бывшим муниципальным стадионом уже принадлежит частным лицам и ждет покупателей. «Здесь будет «крымская Рублевка», — так местные называют коттеджные поселки и особняки, которые в скором времени начнут расти вокруг как грибы. Люди уверены — самый лакомый кусок находится под их сельскими домиками.
Один из планов на застройку территории есть в сети Интернет. «Место поистине уникально. Проектируемый коттеджный поселок расположен на Южном берегу Крыма, в 10 минутах езды от города Алушта у подножия горы Демерджи в живописных окрестностях Лучистого», — говорится в рекламе.
Жители не против соседей, лишь бы их не потеснили. С предложением цены переезда к ним пока никто не подходит, но они жалуются на другие уговоры. ГУП РК «Вода Крыма» («ВК») перекрывает им трубы на часы, а иногда и на несколько дней.
В Лучистом живет около тысячи человек — примерно 350 домов — все они вынуждены искать воду самостоятельно. Если осенью, зимой или весной она есть хотя бы полтора часа в день, то летом ситуация патовая. Краны засыхают на два-три дня, даже на неделю. Население вынуждено покупать бутыли или набирать воду во все свободные емкости, когда ее наконец включают. Иначе им просто не выжить.
«В жару у нас не было ни капли воды несколько дней. Я позвонила на горячую линию Сергею Аксенову, главе Крыма, потом пошла в сельсовет, но мне там даже дверь не открыли. Чиновникам все равно, как мы тут живем, их это не касается», — рассказывает Ольга из Лучистого.
Проблемы с водой начались в октябре 2015 года, когда здесь появился ГУП «ВК». После этого и начались перебои, а тарифы выросли в разы. Жители села говорят, что таким образом их могут специально выживать из своих же домов. А «Вода Крыма» в этом напрямую заинтересована — «им нужна наша земля».
Пытаясь разобраться в проблеме, местные писали Игорю Сотову, главе Алушты. В ответ получали отписки, что все будет хорошо. Обещал руководитель города это еще в августе. В ноябре все осталось также.
«По факту у нас изменились только расчетные книжки, названия поменялись. И тарифы нам сделали как в городе. У нас нет канализации в селе, водоотведения. В селе есть три каптажа, из них и берем воду. Но деньги у нас берут, словно в селе и канализация работает, и все коммуникации исправные. Хотя единственный водопровод не ремонтировался с 70-ых годов прошлого века, — рассказывает Анна, проживающая в Лучистом.
Люди говорят, что платежки приходят даже мертвым и тем, кто в селе давно не живет. Ежемесячно выставляют такие счета, что можно работать только на воду. «Рассчитывают 10 кубов на человека в месяц. На полив 25 кубов за 1 сотку. В итоге, в моей семье получается, что месяц нужно платить за 150 кубов. Но как мы можем выбрать этот объем за полтора часа через день? Это же банальная логика. В городе есть очистные сооружения, воду дают постоянно, так у них тариф 23 рубля за 1 кубометр воды. А у нас 40 рублей за 1 кубометр», — возмущается Лидия и показывает корреспонденту «Примечаний» один из «люков-муляжей», под которым так и не появилась рабочая канализация.
По информации администрации ГУП РК «Вода Крыма», жители села категорически отказываются устанавливать приборы учета и самостоятельно демонтировать самовольные дополнительные вводы к домовладениям. Селяне говорят другое: счетчики ставить они пытались – но в них то камень попадает, то червь наматывается. Зачем ставить снова и снова?
Виктория Плотникова, заместитель директора Алуштинского филиала ГУП РК «Вода Крыма» так комментирует ситуацию: «Тариф на водоснабжение определен приказом Госкомитета по ценам и тарифам Республики Крым, и от требований законодательства мы не можем отойти. Все проблемы водоснабжения села и другие связанные с этим вопросы мы знаем, но для их решения необходимо содействие парламента республики. Мы обращались в разные республиканские инстанции с просьбой предусмотреть для сел Лучистое и Лаванда понижающий коэффициент с учетом сложной ситуации с водоснабжением. Но положительного ответа не было».
По мнению селян, никто никуда не обращался. Они уверены, что на их селе зарабатывают деньги, причем немалые.
«Я начала бороться с этим беспределом. Написала в приемную Путина. Написала о том, что Николай Николаевич, наш глава поселения, ничего не делает. От президента это письмо спустили в Совет министров, потом в Алушту, в конце прислали сюда. И Николай Николаевич сказал мне — тебе что, жить надоело? Меня «чпокнули», и никто не встал на мою сторону. Все отморозились», — рассказывает жительница села.
Люди считают, что их намеренно загоняют в долги. Когда они отказались платить за воду по необоснованным, на их взгляд, тарифам, в почтовые ящики стали приходить решения судов.
Лишают население и других источников воды — каптажей. Им нет альтернативы в засуху. Жители говорят, что из одного можно напоить целую улицу, но каптажи становятся чьей-то частной собственностью — рядом с ними начинается строительство,и будущие постояльцы будут использовать их как личную скважину.
Один из каптажей
«Мы обращались в прокуратуру — результата нет. Все идет к тому, что будет взрыв населения. Ощущение, что нас подводят к революции. Сейчас в администрациях сидят люди, которые заточены на три кита: откат, маржа, взятки. И они постоянно совершают преступления против людей, это же вызов президенту. Как можно на местах так дискредитировать его власть?» — недоумевает местный активист ОНФ Татьяна Радина.
Мы будем следить за ситуацией в селе Лучистом, где в скором времени у местных жителей появится много новых состоятельных соседей. Уживутся ли они рядом и хватит ли на всех воды, расскажут «Примечания».