«Сработали на опережение»
Одной из причин ухода заслуженного учителя Валерия Косарева считают происходившее на сессии Ялтинского горсовета 29 сентября. На заседании рассматривались три главных вопроса. Первый — результаты проверки депутатской рабочей группы, инициированной по факту смерти предпринимателя Александра Стрекалина, кафе которого снесли на набережной Ялты. Депутаты доказали, что снос проводился с превышением полномочий исполнительной власти.
Второй вопрос — незаконное выделение земельного участка под застройку рядом с общежитием по ул. Блюхера, 40. Многоэтажку хотят возвести прямо на детской площадке, в сосняке, в зоне активных оползней. Целевое назначение земли изменили без необходимых в таком случае публичных слушаний.
Третий — вопрос о соответствии занимаемой должности заместителя мэра Андрея Ростенко — Татьяны Кухтеевой и главы департамента имущественных и земельных отношений Лилии Молостовой. Контрольно-счетная палата Ялты проверила деятельность департамента и составила отчет о нарушениях — на 19 страницах. 17 депутатов из 28 поддержали Косарева в этом вопросе. После голосования все решения сессии были направлены в правоохранительные органы.
«Поднятые на сессии вопросы не понравились Ростенко. Он демонстративно ушел, сославшись на срочное совещание, — рассказал «Примечаниям» журналист и правозащитник Сергей Сардыко. — Ни Кухтеева, ни Молостова на сессии не появились».
По словам Сардыко, спустя почти полтора месяца, 9 ноября, состоялся крымский политсовет «Единой России», на котором негласно обсуждался вопрос ухода Косарева в отставку. «Было оказано некоторое давление на самого Косарева, не исключаю, что силовое, и была проведена работа с депутатами», — рассказывает журналист.
Сам Косарев на политсовете не присутствовал — был на больничном. Возможно, непубличное решение вопроса связано с заслугами Косарева. Он был в числе двенадцати членов президиума Верховного Совета Крыма, которые в 2014 году были организаторами Крымской весны.
Журналисту Сардыко удалось дозвониться до главы горсовета днем в четверг, 10 ноября: в отставку Косарев не собирался. А уже к вечеру было опубликовано распоряжение о созыве внеочередной сессии по просьбе Ростенко. На сессию выносились два хозяйственных вопроса, кадровые перестановки в повестке указаны не были. Вести заседание Косарев поручил своему заму Светлане Базилюк.
На сессии было зачитано заявление Косарева об отставке с формулировкой «в связи с обстоятельствами». Но никто из депутатов не задал вопрос о характере этих обстоятельств. За отставку проголосовали 22 из 26 присутствующих депутатов.
«Какая была экстренность в этом? — удивляется Сардыко. — Косарев был на больничном, его обязанности вполне могла исполнять Базилюк. Никто не высказывал публичных претензий к работе Косарева. Если бы он публично подписал заявление об уходе, как это сделал в 2012 году [ялтинский городской голова] Боярчук, вопросов бы не возникло. А так мы не знаем, Косарев ли писал это заявление, чья под ним стоит подпись, где он сейчас».
На внеочередной сессии горсовета Ялты 11 ноября присутствовали заместитель председателя Государственного Совета Крыма Наталья Маленко и заместитель председателя правительства Крыма Дмитрий Полонский.
Уже через полчаса после принятия решения Полонский в интервью «Крыминформу» сказал: «Нам также хотелось бы слаженной работы и хорошего контакта между председателем городского совета и главой администрации, чтобы ушли в прошлое те дрязги, которые, к сожалению, имели место между депутатским корпусом, главой муниципального образования и главой администрации Ялты». Таким образом, в правительстве Крыма прямо подтвердили наличие конфликта между ветвями власти в Ялте.
«Возможно, Ростенко действовал на опережение, осознавая, что вопросы, поднятые на сессии 29 сентября, могут стоить ему должности», — предположил Сардыко.
Известно, что до Деркача пост спикера предлагали и другим депутатам, но согласился лишь парламентарий из Гурзуфа. Жительница поселка, общественница Марина Забродская рассказала «Примечаниям», что незадолго до сессии в здании гурзуфского клуба прошло собрание единороссов.
«Это было 7 или 8 ноября. К клубу подъехало множество машин. Я спросила у [руководителя муниципального органа Гурзуф Натальи] Исаевой, что происходит, мне ответили: «Готовимся к политсовету». Я еще тогда подумала: «Почему в Гурзуфе?» А через несколько дней место Косарева занял наш [депутат от Гурзуфа] Роман Деркач», — поделилась она с журналистами.
Генплан как камень преткновения
Еще одним поводом для конфликта между администрацией и горсоветом в Ялте считают новый генплан города. 3 ноября прошли последние публичные слушания по этому документу — в Ялте.
Известно, что Косарев неоднократно пытался отложить слушания, считая, что генплан нуждается в доработке. В частности, ялтинцев волнует передача более 200 га лесопарковых зон под застройку, включая большие участки в парке ниже Массандры, и земли, еще недавно входившие в состав Ялтинского горно-лесного заповедника.
На публичных слушаниях в Гаспре разгорелся скандал по поводу игорной зоны у Ласточкиного гнезда. Жителям поселка удалось добиться выноса вопроса на отдельные слушания.
В Симеизе общественность возмутилась включением части домов в «рекреационную зону», что грозит жителям поселка потенциальным выселением. При этом усадьба украинского политика Виктора Медведчука — бывший санаторий, и дом экс-вице-премьера крымского правительства Николая Янаки в эту зону не попали.
В Гурзуфе камнем преткновения стали сразу несколько объектов. Пляж «Гуровские камни» и территорию над ним разработчики генплана включили в МДЦ «Артек», несмотря на то, что судебные разбирательства по этому вопросу продолжаются. Много вопросов у общественности вызвал и так называемый «Тематический парк» — объект №223 на генплане — огромная частная территория над поселком Партизанский, площадь которой больше поселка Краснокаменка. Исходя из доклада по генплану, здесь планируется строительство гольф-клуба. Однако под таким названием в плане фигурирует еще один объект, №292, над Никитой. Чтобы разобраться, что именно будет построено на этих крупных участках, жители Гурзуфа написали в горсовет письмо с просьбой провести отдельные публичные слушания по гольф-клубу.
Объект №223 на генплане
«Практически все публичные слушания проводились с нарушениями, — рассказывает Марина Забродская. — У нас в Гурзуфе сбор объявили в клубе, способном вместить 136 человек. Но людей собралось около 400 человек, и всех быстро перевели в дом культуры санатория «Гурзуфский», который оказался готов к слушаниям: стоял стол в президиуме, были подключены микрофоны и аппаратура. Регистрацию на входе во второй зал не проверяли, мандатов не выдавали. В голосовании по генплану принимали участие люди без ялтинской прописки».
Сам порядок голосования, предложенный ведущими, устраивал лоббистов генплана. Сначала голосовали «против», потом «воздержался», а оставшиеся голоса считали отданными «за». При этом многие из зарегистрированных покидали зал еще до начала голосования. Этот фокус организаторов прошел везде, кроме Гурзуфа.
Известно, что Косарев и его сторонники из парламентсткого большинства не готовы были поддержать этот генплан, поэтому в качестве нового председателя законодательного органа была выбрана «темная лошадка» — депутат из Гурзуфа Роман Деркач, который — неожиданное совпадение — долгое время возглавлял в поселке депутатскую комиссию по земле, а до 18 ноября 2016 года числился на сайте горсовета Ялты председателем постоянного комитета по земельным и имущественным вопросам. Он также входит в состав временной комиссии по проекту генерального плана Ялты.
Интересно, что на официальной странице городского совета Ялты фото Романа Деркача появилось только 18 ноября 2016 года.
Парень из народа
Впервые Роман Деркач баллотировался в депутаты Гурзуфского поселкового Совета в 2002 году, после с знакомства с мэром Виктором Гамалем. но проиграл.
В 2006-м — прошел в поссовет от «Партии регионов» и вскоре стал председателем земельной комиссии.
На этом посту он пережил своего «патрона» Гамаля, против которого в начале 2010-х годов возбудили два уголовных дела за махинации с землей, и нового поселкового голову Андрея Сандула, скоропостижно скончавшегося в 2014-м.
За годы, которые Деркач провел на этой должности, в Гурзуфе появилось сразу несколько скандальных новостроек. Была полностью застроена «Мертвая долина» — уникальный ландшафтный и археологический памятник, находящийся на склоне выше МДЦ «Артек». На месте планируемого заказника появились высотки «Шато Лувр» и других элитных жилищных комплексов.
Под строительство высотки была выделена земля на территории 2-го корпуса Дома творчества им. Коровина (ул. Набережная, 5). При проведении работ здание корпуса пошло трещинами и перестало функционировать. На выделенном участке появилась высотка ЖК «Пушкинский».
Попытки окончательно уничтожить второй корпус дома творчества продолжаются до сих пор. «Я был в начале 2016 года на публичных слушаниях по нему, — рассказывает общественник, сопредседатель движения "Крым-наш!" Игорь Барышников. — Решали вопрос о смене целевого назначения земли — с "рекреационной" на "строительство многоквартирного дома". По моим подсчетам, голосование было в пользу тех, кто "против". Однако комиссия во главе с заместителем Ростенко Иваном Паюком посчитала голоса наоборот. Голосовали люди без местной прописки».
В итоге целевое назначение земли изменили, а на откуп поселку пообещали две детские площадки. «Во время голосования Роман Деркач кричал: "Кто голосует за детские площадки?", и люди поднимали руки», — добавляет Барышников.
«Участникам слушаний по ЖК «Пушкинский» предлагали 500 рублей за голос "за", — уточняет Марина Забродская. — Я знаю потому, что мне свояк говорил, что получил эти 500 рублей, но на голосование не пошел». Не исключено, что такую же схему с оплатой провернули и сейчас, с генпланом.
С легкой руки надзирателей за гурзуфской землей появился недострой пансионата семейного типа, стоящий прямо на реке Авунде — в русле, где всякое строительство запрещено. Интересно, что это здание также оказалось в перечне объектов генплана (объект №451).
Дом на реке Авунде
Неоднократно жители Гурзуфа обращались к Роману Деркачу по поводу участка под скалой и на скале у дороги недалеко от лагеря «Кипарисный», напротив дома №64 по ул. Ленинградской. Эта скала считается местной достопримечательностью: в ее расщелине долгое время жил бомж — художник Алексей Драчев, умерший несколько лет назад. Он был вынужден продать свою квартиру, чтобы оплатить лечение туберкулеза.
«Однажды иду я мимо скалы и вижу объявление "Продается участок", — говорит Забродская. — Я набрала номер телефона, и мне ответил Рома Деркач. Тогда он сказал, что это ошибка. Сейчас хозяин участка начал дробить скалу, взрывать ее. Видимо, чтобы пробить проход: там за скалой есть еще один участок, к которому нет подъезда. Эти работы угрожают тем, кто живет сверху на этой скале. Там же стоят жилые дома. Как можно было скалу выделить в качестве участка под строительство?»
Гурзуфцы посылали коллективное обращение о законности этих строительных работ. В ответе, подписанном лично Ростенко, указано, что участок продан в декабре 2014 года для строительства индивидуального гаража с надстройкой — по разрешительным документам, выданным в декабре 2013-го.
Роман Деркач засветился в скандале со строительством фитоцентра в прошлом году. Его, наряду с депутатом Вадимом Нестеренко, называют главным лоббистом этого проекта. Подписи Романа Деркача и председателя комиссии по озеленению Любови Грибковой стоят под разрешением на вырубку деревьев на участках под фитоцентр.
Депутат Роман Деркач на встрече с защитниками земли, выделенной под фитоцентр
В Гурзуфе уверены, что два участка на склоне в зеленой зоне были переданы инвестору в качестве благодарности за успешно проведенную избирательную кампанию 2014 года, когда самовыдвиженец Нестеренко и бывший «регионал» Деркач стали депутатами горсовета Ялты от «Единой России». Директор фирмы-застройщика ООО «Гурзуфский бриз» Людмила Кузнецова выступила спонсором строительства детской площадки в округе депутата Нестеренко. А само ООО зарегистрировано по одному адресу с еще пятью фирмами, в том числе и муниципальным предприятием «Гурзуф», которое является пользователем всех принадлежащих поселку земель и муниципальных объектов.
Кстати, имуществом, подконтрольным МУПу «Гурзуф», местные депутаты тоже распорядились. Фирме ООО «Крым-Вим», связанной с депутатом Вадимом Нестеренко, досталось здание сгоревшего несколько лет назад гурзуфского клуба. Арендаторы перестроили клуб, добавив еще один этаж, но сдать в эксплуатацию так и не смогли — из-за множества нарушений. Договор аренды здания клуба истек в июле этого года, и что с ним будет дальше — неизвестно. А ведь на публичных слушаниях поднимался вопрос острой нехватки в Гурзуфе объектов детского досуга.
Также в пользу группы депутатов перераспределилась коммунальная собственность принадлежавшая некогда торговому объединению №5, созданному в Гурзуфе Юрием Гладуном еще в советские времена — магазины и склады на территории поселка. В свое время их хотел «отжать» мэр Гурзуфа Гамаль, но Юрий Гладун прошел около 120 судов, пытаясь оставить помещения за своими сотрудниками. Однако позже площади перешли в ведение МУП «Гурзуф».
Летом 2014 года в распоряжении Марины Забродской оказались документы. Из них следует, что группа депутатов, в составе которой был и Роман Деркач, накануне референдума 14 марта 2014 года провела сессию и подготовила решение о приватизации собственности торгового объединения №5. Собственность планировали распределить между деятелями поссовета.
«Сейчас выяснилось, что помещения находятся в аренде у фирм, связанных с бывшими депутатами поселкового совета Нестеренко, Деркачом, Булашевич и другими, — объясняет Марина Забродская. — Но судя по решению 70-й сессии шестого созыва от 14 марта 2014 года они подлежали «приватизации путем выкупа». По моей информации решение об этом на самом деле принималось не 14 марта 2014 года, а было сфабриковано гораздо позже — в июне-июле 2014. Помещения на улице Ленинградской достались родственникам Деркача с фамилиями Карева и Шеремета. Нестеренко также получил верхний этаж «Дома быта», где сейчас располагается хостел, здание бывшей санэпидстанции в 30 м от моря, склады времен СССР в Краснокаменке».
Хлебная должность в поссовете досталась Роману Деркачу в 2006 году — тогда, когда в Крыму начался земельный бум: участки, стоившие в 90-е сущие копейки, взлетели в цене в десятки раз. Естественно, материальное положение депутата «из народа» поправилось, причем значительно. «Роман Петрович приобрел апартаменты на набережной им. Пушкина, дом 5-а, в Гурзуфском парке в 50 метрах от моря. Эта та самая квартира в районе "Галата", которая сейчас продается за 600 тыс долларов (ранее он просил за нее 1 млн долларов), — говорит Забродская. — Кроме этого у его семьи есть еще собственность, но он продолжает твердить, что он простой парень из поселка "Горный" в "Артеке" и сам заработал свое состояние, сдавая в аренду камнедробилку под Киевом».
Четвертый район Симферополя
Таким образом происходит постепенное выдавливание из ялтинских органов власти тех, кто не согласен с позицией главы администрации Ростенко по ключевым вопросам. Уход Косарева ялтинцы не считают трагедией и скептически относятся к его принципиальности — спикера долго уговаривать покинуть свой пост не пришлось. Однако недоумение вызывает личность нового главы: всем известно, что главный ресурс на ЮБК — это земля, и теперь парламент возглавляет человек, не понаслышке знающий ей цену.
«Роман Деркач — подходящая кандидатура на пост главы горсовета, — констатирует общественник Игорь Барышников. — Из депутатов он был самым преданным Ростенко, и этого не скрывал. Он выступает проводником его идей, входит в комитет по земле, в комиссию по генплану. Все, что попало в генплан, попало туда не без участия Деркача».
Журналист Сергей Сардыко уверен, что это не последние перестановки в городских органах власти. «Существует конфликт между местными и неместными, — утверждает он. — У нас уже ходит шутка: "Ялта — четвертый район Симферополя". Ведь кто такой Ростенко? По официальной биографии он работал водителем-экспедитором до 2000 года, потом занимался бизнесом. У него не было опыта работы в органах власти. Но с его появлением в Ялте свои посты стали покидать опытные чиновники».
В первый год деятельности Ростенко в Ялте громких увольнений не было. В мае 2015 года неожиданно покинул свой пост Юрий Кириченко, который с 1987 по 2002 год возглавлял ЖКХ Ялты, а с 2002 года занимал пост заместителя главы администрации города.
В начале ноября пост заместителя главы администрации оставил Сергей Брайко. Он был уволен «по соглашению сторон». 11 ноября при странных обстоятельствах уволился глава ялтинского горсовета Валерий Косарев.
«Уйдут в отставку замы Ростенко [Иван] Паюк и [Елена] Переверзева — люди Брайко, и тогда в Ялте установится политическая монополия Андрея Ростенко, которая может привести к плачевным результатам. В городе назрела масса конфликтов, которая только усугубляется сложившейся кадровой ситуацией», — уверен Сардыко.
Игорь Барышников считает, что главный архитектор Ялты Владимир Приступа — один из авторов скандального генплана — скоро тоже отправится в отставку. «Это фигура Брайко, — говорит он. — Как только генплан примут, он станет не нужен и его вынудят уйти».
В смене власти в Ялте, возможно, нет ничего плохого, ведь дерибан земли и имущества муниципалитетов в украинские времена происходил, в том числе, и при молчаливом согласии этих людей.
Но что случится с оставшимися незастроенными участками парков и зеленых зон, если депутаты проголосуют за новый генплан под твердым руководством нового спикера? Тем более, что в оставшиеся три-четыре месяца, выделенные на доработку, в документ можно включить еще несколько выгодных, но весьма спорных с точки зрения общественности, объектов.