На кого у нас можно клеветать

05-12-2016 11:48:50
Автор: Татьяна Никитина
Из 12 севастопольских активистов, выступавших 23 февраля 2014 года со сцены на Нахимова за воссоединение с Россией, уже двое стали фигурантами уголовных дел. Адвокаты утверждают, что доказательства их вины довольно сомнительны, а в преследовании казака Ан

Напомним, что на днях в Севастополе обвинительный приговор был вынесен экс-главе партии «Русский блок» Геннадию Басову. Он получил 9 лет строгого режима за коммерческий подкуп в должности главы ГУПа, занимавшегося похоронными услугами. Его сторонники и сам Басов считают заведенное против него дело сфальсифицированным.

Еще одним участником судебной истории в Севастополе стал атаман Казачьей черноморской сотни, куратор местного отделения «Национального освободительного движения» Анатолий Марета. Уголовное дело против него завели, когда он намекнул на коррумпированность судов после слишком мягкого приговора застройщику, сбившему в пьяном виде двух подростков. Напомним, изначально Николаю Соколову дали четыре года колонии-поселения, потом другой суд ужесточил приговор.

В связи с участившимися жалобами на севастопольских судей общественники решили собрать конференцию «Роль и место судов и судей в обществе», где дело Мареты рассмотрели в качестве одного из примеров.

Сначала договорились собраться в ресторане «Париж». Но, по словам организаторов, владельцу заведения настоятельно рекомендовали не пускать г-на Марету.

Хозяин «Парижа», памятуя о судьбе ресторана «Остров», куда осенью 2015 года после сбора подписей под обращением местных жителей к президенту пришла с проверкой прокуратура, закрыл вход общественникам. В связи с этим конференцию перенесли в «Весну».

«Следком возбудил дело не против меня, а по факту июльской публикации на Sevnews, — рассказывает о своих перипетиях Анатолий Марета. — Где-то через месяц меня, как автора, вызвали в СК. Следователь успокоил: состава преступления нет, это отказной материал. В августе и сентябре мы (НОД) активно помогали жителям дома на ул. Молодых строителей, 14 отбиваться от рейдеров, которые уже несколько лет пытаются выселить их из квартир. А потом выяснилось, что дело все-таки возбуждено. Мне сказали тогда открытым текстом: «Против тебя заказ в связи с Молодыми строителями».

После этого в квартиру активиста нагрянули с обыском, избежать которого удалось только благодаря «живому щиту» соратников НОДовца. Сейчас по статье за клевету Марете грозит от 2 до 5 миллионов рублей штрафа. В качестве единственного доказательства его вины обвинение приводит заключение эксперта-лингвиста, который усмотрел в вопросе «Сколько он отвалил за это судье и прокурорам?» четкое обвинение в том, что судья взяла у застройщика деньги за вынесение слишком мягкого приговора убийце двоих детей.

По словам правозащитника Павла Волкова, опубликованные высказывания Мареты не являются утверждением и не содержат клеветы — это докажет любая независимая лингвистическая экспертиза, утверждает Волков.

Общественник Александр Синявский уверен, что большинство севастопольских судей в своей работе руководствуются не правосудием, а «отработкой политических заказов». Эти люди, говорит Синявский, остались здесь с украинских времен. Они учили украинское законодательство, получали за это дипломы. А дипломов за знание российского законодательства у них нет.

Как связаны особенности украинского и российского законодательства с отработкой политических заказов, г-н Синявский не уточнил. Тем не менее примеры общественники называли.

Однажды, рассказывает Анатолий Марета, в одном суде и в одно время через стену велось рассмотрение двух одинаковых дел — общественник и его жена пытались получить ИНН. Так вот, Марета ИНН получил, а его жена ушла с отказом: один суд, одно дело, разные судьи.

«У нас нет четких правил игры, — считает политолог Ленур Усманов. — Мы не Крымский федеральный округ, а Крымский феодальный (мы Южный федеральный округ. — Прим. ред.). У нас законодательство и не российское, и не украинское. Поэтому так и получается».

Присутствовавшие на конференции жители города высказали мнение, что «ноги у происходящего в судах растут из прокуратуры». Так, жительница печального известного дома на Молодых строителей, 14, из которого 9 декабря рейдеры снова попытаются выселить владельцев квартир, привела в качестве примера телеэфир 2008 года. По ее словам, тогда в ходе передачи «0911» нынешний прокурор Игорь Шевченко обещал, что не допустит выселения. Тогда он целиком и полностью встал на сторону жителей дома. Сейчас же прокуратура самоустранилась, говорит женщина, а в ответ на жалобы и просьбы о помощи жильцам приходят пустые прокурорские отписки.

Часто уже после вынесения своих приговоров судьи сами признаются в том, что обвинение было продиктовано «другими ведомствами», рассказали жители города на конференции. «После отключения протокольной записи, мне судья по моему делу так и сказала, что другого решения вынести ей бы не разрешили», — рассказала одна из участниц встречи. Другой участнице, по ее словам, судья принесла своеобразные извинения: «Извините, но у нас тут крымская действительность».

В поддержку Мареты и таких же пострадавших от «крымской действительности» севастопольских судей выступил депутат заскобрания города Игорь Соловьев.

«Я знаю Анатолия, как честного человека, который боролся за справедливость всегда и еще с украинских времен, независимо от того, кто у власти. Тем более обидно такое преследование и тем острее ощущается несправедливость такого преследования.

Мы все следили за тем делом застройщика Соколова, который сбил детей. Никто не остался равнодушным после вынесения ему приговора — 4 года колонии поселения тут, рядом с домом практически. О коррупции подумали все и, не стесняясь в выражениях, писали свое мнение в интернете: на сайтах, форумах, где угодно. И если хотят за это наказывать, то надо как минимум под сотню человек. Но преследовать начали одного.

После таких решений люди теряют веру в справедливость. Так тут еще и после этого за высказывания преследовать начали. Я хотел бы спросить этих судей — вы зачем это делаете?» — заявил депутат.

Высказался и лидер общественного движения «Служу Севастополю» Олег Николаев, которого Анатолий Марета поблагодарил за предоставления помещения для проведения конференции. «Сколько заявлений мной, коллегами было подано с жалобами на клевету: до сих пор нет ответов, все остается без движения. А тут по мановению волшебной палочки заводят уголовное дело, проводят экспертизу».

С Николаевым согласен и общественник Иван Комелов. Он уверен, что слишком часто настоящая клевета проходит незамеченной, в то время как риторический вопрос Мареты вызвал такую бурную реакцию.

«Обвинение, которое выдвигается против Анатолия Мареты — оно ни по совести, ни по закону, и не имеет под собой никакого основания. В СМИ постоянно появляются обвинения в адрес первых лиц города, действительно надуманная клевета по отношению к различным севастопольцам. И ничего.

Не так давно пытались запустить фильм «4-я оборона», который фактически сфальсифицировал историю Русской весны. И никто не понес никакого наказания», — уточнил Комелов.

Сам Марета также уверен, что возбуждение уголовного дела в отношении него имеет заказной характер.


Показать полную версию новости на сайте