Пересмотрены параметры федеральной целевой программы (ФЦП) социально-экономического развития Крыма и Севастополя до 2020 года. Ее финансирование выросло на 8,7% — до 769,5 млрд руб., сообщил в Facebook депутат Госдумы от Крыма Михаил Шеремет. Он отметил, что увеличение финансирования развития Крыма проходит на фоне сокращения других региональных программ, таких как программы развития Северного Кавказа и Дальнего Востока.
«Это налагает на нас особую ответственность, и мы должны приложить все усилия, чтобы оправдать такое доверие страны. Мы просто обязаны обеспечить эффективное и абсолютно прозрачное использование этих громадных средств, доказать на деле, что каждый вложенный в полуостров бюджетный рубль принесет реальные дивиденды не только для крымчан, но и для всего государства», — отметил парламентарий.
ФЦП призвана модернизировать инженерную, транспортную и социальную инфраструктуру региона. В апреле глава Крыма Сергей Аксенов сообщал, что в 2016 году планирует освоить по ФЦП 30 млрд руб. на 300 объектов. Главными объектами финансирования остаются федеральная автотрасса «Таврида» и автоподход к Керченскому мосту, а также объекты энергетики. Глава Крыма сообщил также, что регион в текущем году не успеет освоить порядка 3 млрд руб., выделенных из федеральных источников на проекты развития инфраструктуры.
«Пока что стоит задача освоить до конца года 1 млрд руб. (из 2,5 млрд, выделенных в текущем году на строительство дороги). По 1,5 млрд руб. уже было принято решение о возврате этих денег в казну», – пояснил Аксенов.
Вчера же правительство Крыма утверждало Стратегию развития региона до 2030 года. «Среди ключевых индикаторов, достижение которых ожидается в ходе реализации стратегии, — рост численности населения в 1,2 раза, с нынешних 1,9 млн человек до 2,4 млн, увеличение средней продолжительности жизни до 75 лет, рост валового регионального продукта на душу населения более чем в 5 раз, производительности труда — более чем в 3 раза, рост объема инвестиций более чем в 14 раз», — сообщил министр экономического развития Крыма Валентин Демидов.
Проект стратегии предполагает развитие основных секторов экономики региона – промышленности, сельского хозяйства, курортной инфраструктуры и туризма. Туристический поток в Крым, согласно стратегии, должен вырасти до 8,3 млн человек в год. При этом в Крыму планируется создать несколько промышленных кластеров, которые объединят действующие промышленные предприятия. Речь идет, в частности, о создании судостроительного, химического, агропромышленного и медико-биологического кластеров.
Опрошенные «НГ» эксперты согласны, что Крым и Севастополь нуждаются в значительных инвестициях для того, чтобы восстановить инфраструктуру, но сроки реализации, цели программы и стратегии вызывают у них вопросы.
«За последние 30 лет Крым фактически никогда не представлял собой развитый с экономической точки зрения регион. Его ключевая транспортная инфраструктура, обеспечение пресной водой, электроэнергетика, связь, промышленный сектор, сельское хозяйство хронически недофинансировались», — напоминает финансовый аналитик компании «Финам» Тимур Нигматуллин.
«В транспорт и энергетику сейчас вкладываются средства, но без налаживания водоснабжения полуострова все инвестиционные планы по развитию экономики Крыма обречены на провал, — сказал «НГ» руководитель проектов института промышленного и гражданского проектирования «2К» Святослав Славин. — С потерей водной артерии — Северо-Крымского канала, — который перекрыла Украина, полуостров испытывает дефицит пресной воды. Это уже негативно отразилось на главной отрасли полуострова — сельском хозяйстве. По итогам 2015 года удовлетворительный результат показали только зерновые, урожай был собран на уровне украинских времен. Однако производство картофеля сократилось на 29%, овощей — на 14%, бахчевых — на 33%, винограда – на 17%. Качество питьевой воды в отдельных районах полуострова уже не соответствует санитарным нормативам.
По мнению Славина, ключевую для Крыма проблему водоснабжения пытаются решать только отдельными проектами — перераспределением пресной воды между водохранилищами. «Глобального проекта организации водоснабжения Крыма нет. А именно этот инфраструктурный проект является наиболее актуальным для полуострова, и именно от решения этого вопроса будет зависеть успех всей ФЦП», — считает эксперт.
«В Севастополе потери воды из-за изношенных трубопроводов составляют около 50%, такая же история с канализацией, дорогами», — добавляет штрихи к картине инфраструктурного кризиса председатель севастопольского регионального отделения Партии роста Олег Николаев.
«В 2012 году, когда Крым еще был в составе Украины, валовый региональный продукт (ВРП) на душу населения здесь составлял чуть более 2,1 тыс. долл., в то время как в целом по стране тогда было около 3,5 тыс., а в РФ — более 14 тыс., — говорит Нигматуллин. — Странно было бы ожидать, что уже в составе РФ для своего опережающего развития регион не будет требовать огромных внешних вложений в строительство новой инфраструктуры и повышенных расходов на социалку для поднятия уровня жизни населения. Потребности Крыма во внешнем финансировании в пересчете на душу населения приближаются к таковым у Чечни и Ингушетии и сохранятся на высоком уровне оценочно на горизонте минимум 15–20 лет».
По данным Независимого института социальной политики, доля трансфертов в доходах бюджетов в 2015 году в Республике Крым составила 67% (в Севастополе — 61%), больше только у Республики Алтай, Тывы и трех северокавказских республик. Этот показатель улучшился, в 2014 году Крым был на минус третьем месте в стране с 80%. Объем поддержки Крыма составил в 2015 году около 130 млрд руб., что сопоставимо с 2014 годом (125 млрд руб.). По динамике инвестиций в основной капитал в первом полугодии 2016 года по сравнению к тому же периоду 2015 года Севастополь занял первое место в стране с 50%, а у Крыма 20%. Динамика промышленного производства в январе–июле 2016 года по сравнению с таким же периодом 2015 года и у Севастополя и Крыма превышала 20%, по этому показателю они уступили только Республике Алтай.
«При своевременном финансировании бюджет Севастополя уже через пять лет перестанет быть дотационным, — уверен Николаев. — Но мы возражаем против формирования у нас химического кластера. Туризм также должен развиваться гораздо более высокими темпами. Планировать турпоток в 8,3 млн человек к 2030 году при том, что уже за 11 месяцев текущего года туристический поток составил 5,4 млн человек, недостаточно».
В августе уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов заявлял, что Крым мог бы стать «площадкой для многих инновационных предприятий». По его мнению, этот регион может развиваться быстрее других. «Точками роста должны стать вопросы развития Крыма как промышленной площадки, инновационной площадки, обеспечивающей потребности прежде всего обороны, потому что здесь базы Военно-морского флота, здесь может работать большое количество частных компаний… Это большой источник роста экономики». Титов также говорил о том, что большую часть валового регионального продукта Крыма должен составлять туризм, которому для развития нужны стимулирующие меры. По мнению бизнес-омбудсмена, Крыму предстоит сделать прорыв в привлечении инвестиций в сельское хозяйство.
В пресс-службе Минэкономразвития «НГ» заявили, что целями ФЦП являются интегрирование экономики Республики Крым и Севастополя в экономическое пространство России, обеспечение их транспортной доступности, снятие инфраструктурных ограничений для обеспечения устойчивого экономического развития. В ведомстве утверждают, что Стратегия развития Крыма – это программа реального развития региона. Министерство рассмотрело Стратегию социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года и направило рекомендации по ее доработке. По мнению Нигматуллина, ФЦП и Стратегия развития Крыма пока работают не очень эффективно. «С учетом введенных против РФ и региона санкций сильной отдачи от их реализации и не стоило ожидать», — говорит эксперт.