Гурзуф закончился, все свободны

16-12-2016 08:00:05
Автор: Татьяна Никитина
«Артек» считается символом счастливого детства, но для жителей Гурзуфа этот лагерь превратился в символ агрессивной застройки, пожирающей на своем пути все. Сначала он лишил их единственного удобного пляжа. С нового года лишит права плавать по бухте. И, с

Бывший всесоюзный пионерлагерь, в реконструкцию которого федеральная власть вкладывает большие деньги, продолжает наступать на жилую зону Гурзуфа. В начале декабря в стометровой зоне пляжа «Гуровские камни» началось строительство лагеря «Солнечный». Скоро вместо фисташково-можжевелового леса здесь появятся бетонные махины корпусов. Хотя решение об их принадлежности суд еще не принял.

«Деревья на склоне под третьей проходной «Артека», где вход на «Гуровские камни», уничтожаются тотально. Экскаватор выкорчевывает пни, грунт срезается, а в других местах — насыпается. Уже уничтожены несколько десятков экземпляров фисташки туполистной — растения, занесенного в Красную книгу. Рос на склоне и можжевельник», — рассказывают жители курортного поселка.

Здесь была Фисташка туполистная (Pistacia mutica). Охраняется Красной книгой Республики Крым. Фото: Facebook

Над пляжем идут строительные работы, несмотря на то, что окончательное решение о судьбе территории судом еще не принято. Центральный суд Симферополя, куда жители Гурзуфа обращались с иском о признании незаконным факта передачи поселковой земли в ведение «Артека», вынес решение в пользу лагеря. Активисты подали апелляцию — более двух месяцев назад. Но их жалоба до сих пор не перенаправлена из Центрального суда Симферополя в Верховный суд.

Фото: Facebook

«Я звонил в Центральный суд города Симферополь на днях. Мне обещали, что в течение недели наша жалоба будет передана», - рассказал «Примечаниям» сопредседатель общественного движения «Крым-наш» Игорь Барышников.

Судьбу археологии решит заказчик

Как сообщили «Примечаниям» археологи и краеведы, на территории будущей застройки находится несколько памятников археологии — прямо на месте будущих корпусов.  

Краевед Наталия Макарухина рассказала, что над пляжем еще в 1951 году был обнаружен фундамент средневекового храма. Его изучением занималась в те годы экспедиция знаменитого археолога Анатолия Якобсона.

За прошедшие со дня обнаружения храма годы раскопки на его территории не проводились, а значит, место окончательно не исследовано. На обширных площадях, прилегающих к храму, расположен могильник VI-X вв. нашей эры — также пока не изученный.

«Согласно планам, составленным историком «Артека» Владимиром Тихоновичем Свистовым, который был в свое время начальником лагеря «Кипарисный», часть этого могильника уже находится под асфальтом — разворотным кольцом над лагерем «Кипарисный». В 50-х, когда работала экспедиция Якобсона, никакого кольца на этом месте, конечно, не было», — добавила Макарухина.

На место обнаружения археологических памятников недавно выезжала группа Института археологии Крыма РАН.

«Там проектируется новый пионерский лагерь «Солнечный», и наша задача была посмотреть какие объекты, памятники археологии, попадают под застройку, — пояснил директор института Вадим Майко. — Этот объект, обнаруженный знаменитым Якобсоном, как раз под застройку попадает. Мы должны были определить границы объекта, потому что из отчетной документации 1951 года установить их непросто. Дальше нам предстоит либо полностью его раскопать, открыть, чтобы видны были его фундаменты, либо решить, что делать дальше. Возможно, нужно переносить корпус», — говорит ученый.

Майко заверил журналистов, что специалисты-археологи находятся в постоянном контакте с заказчиком строительства. Отчеты о проведенных исследованиях уже переданы в комитет по охране культурного наследия Крыма.

«Они отвечают за сохранность памятников и они будут принимать решение, — говорит директор института археологии. — Что с храмом делать, пока не ясно. Сложность ситуации в том, что согласно проекту нового лагеря, корпус переносить они не могут. Поэтому сейчас речь идет о том, чтобы этот объект полностью раскопать.

Если мы его раскопаем, и фундаменты там сохранились нормально, то его нужно будет консервировать. Потом уже дело заказчика, как его сохранять: то ли он будет внутри самого корпуса, как какой-то экспозиционный объект, то ли они все-таки на этом месте ничего строить не будут. Это их задача — из этой ситуации выходить», — добавил археолог.

«Это последний удобный участок моря»

Но в то, что застройщик сохранит памятник, верится с трудом. Ведь по проекту реконструкции «Артека» вся территория над пляжем «Гуровские камни» будет застроена плотным бетонным муравейником новых корпусов.

Исходя из визуальной презентации и макетов, в новом лагере не выделили места для прогулочных зон, парков или аллей. Новое здание будет спускаться к морю каскадами — от дороги до самого моря.

Проектировщиков не смущает, что они нарушают запрет на строительство в стометровой прибрежной зоне. И что верхние ступени лагеря закроют вид на величественные горы, окружающие «Артек», а отдыхающим на пляже «пионерам» придется круглосуточно созерцать лишь безликие бетонно-стеклянные фасады.

Когда смотришь на то, что нагородили архитекторы на вершине Шаляпинской скалы, становится понятно и отношение «Артека» к окружающей зелени: если на счету «золотые» квадратные метры, с природой можно не считаться. Уродливый променад, портящий первозданный крымский ландшафт — пожалуй, худшая судьба для уникальных пейзажей Гурзуфа.

«У «Артека» есть свободная от застройки территория наверху, у памятника Ленину, — рассказывает Игорь Барышников. — В советские времена она не застраивалась из идеологических соображений: фигура вождя нужно было видеть отовсюду. Но «Артек» эту территорию не трогает, а взялся именно за «Гуровские камни».

«Это последний, удобный участок у моря со всеми коммуникациями, — продолжает Барышников. — К тому же это самое красивое место в Гурзуфе: вид на скалы Адалары, слева — Шаляпинская скала. И этот уникальный ландшафт попросту уничтожается.

У меня есть информация, что «Артек» уже был оштрафован на 2,5 млн рублей за неправильное обращение с зелеными насаждениями. Но это руководство не пугает, они продолжают сносить краснокнижные деревья», — рассказывает Игорь Барышников.

На действия строителей общественник пожаловался в Министерство экологии Крыма. Там ответили, что готовы провести внеплановую проверку - как только ее согласует прокуратура. Но надзорное ведомство «добро» на нее не дало.

«Артек» замыкает кольцо блокады

Осваивая деньги ФЦП, выделенные на реконструкцию «Артека», федеральные власти совершенно не берут в расчет, что Гурзуф — это не просто место на крымском побережье, где находится международный лагерь. Это живой поселок.

Теперь, благодаря недальновидному решению главы Крыма Сергея Аксенова, передавшего лагерю в числе прочих территорий и поселковый пляж «Гуровские камни», тысячи людей оказались отрезанными от моря.

Чтобы попасть на единственный доступный поселковый пляж, жителям домов над «Гуровскими камнями» нужно ехать теперь около 7 км, часть из них — по трассе Ялта-Симферополь. Да и сам пляж, доступный гурзуфцам, вызывает странные эмоции: два небольших отрезка от буны до буны, всего около 100 метров береговой зоны. Это — на 10 тысяч человек.

Остальные участки поселкового пляжа закрыты: часть из них принадлежит бывшему военному санаторию «Гурзуфский», который объявил пляж «лечебным», а значит закрытым для общего доступа. А часть — относится к санаторию «Пушкино», который согласился пускать на пляж жителей поселка только после многочисленных жалоб в различные инстанции.

От набережной Гурзуфа осталось только название. Этот «променад» можно с натяжкой назвать лишь тропой. Летом гуляющим здесь приходится буквально протискиваться сквозь «джунгли» сувенирных лавок и шалманов, вдыхая не морской воздух, а ароматы горелого шашлыка и сигаретного дыма.

Но власти республики считают, что и этого гурзуфцам достаточно.

Замминистра строительства и архитектуры республики Крым Александр Кузнецов на встрече с поселковыми активистами в Симферополе заявил, что море — это роскошь, а не базовая потребность. И обеспечивать доступ к пляжу жителям Гурзуфа вообще-то никто никогда не обещал.

К тому же, с 1 января 2017 года вся артековская бухта закрывается для свободного плавания — приказом Минтранса РФ. Теперь к Адаларам нельзя подойти на яхте или на лодке. Да и просто подплыть к скалам, находящимся у пляжа, который с недавних пор отошел к «Артеку», тоже нельзя — из соображений безопасности.

«У меня есть информация, — говорит Барышников, — что на прошлой неделе в «Артеке» было совещание, на котором присутствовал представитель Совбеза РФ. Было выдвинуто предложение перекрыть улицу Ленинградскую от первой проходной до Аю-Дага. Сейчас «Артек» незаконно удерживает только часть этой территории — от 6-й КПП, где кольцо управления до Аю-Дага. А хотят закрыть от самой церкви».

Если это произойдет, Гурзуф не только погибнет как курорт, это уже мелочь. Люди попросту не смогут ходить из одной части поселка в другую — вся коммуникация будет через трассу Симферополь-Ялта.

Тем, у кого нет машины, придется подниматься туда пешком. Музыкальная школа также окажется отрезанной от своих маленьких учеников.

Море для избранных

Гурзуф из первого на Южном берегу Крыма курортного поселка постепенно превращается в набор панельных домов, не имеющих нормального пляжа, не имеющих ни одного парка, не имеющих нормальной инфраструктуры.

«Поселок окружен оздоровительными учреждениями, которые его просто обескровили, — сетует Барышников. — Снизу это «Артек» и санаторий «Гурзуфский», одиннадцать корпусов которого объявлены памятником культурного наследия. А сверху, над поселком, будет построен гольф-клуб, доступ в который тоже будет закрыт, так как это частная территория».

По словам Барышникова, власти предлагали Гурзуфу альтернативы. К примеру, под парк вместо территории над «Гуровскими камнями» предлагали выделить место под Гурзуфским мостом.  Но такое предложение жителей не устраивает: почему вместо прогулок у моря они должны гулять с детьми под оживленной трассой?

Сергей Аксенов пытался решить проблему по-другому.  Летом 2015 года он публично признал, что около 5 га самого пляжа и прилегающих территорий входят в 40,3 га ошибочно переданной «Артеку» земли. Он пообещал вернуть пляж в собственность муниципалитета и даже написал соответствующее письмо вице-премьеру РФ Дмитрию Козаку. 

Весной 2016 года, на встрече с активистами, он посетовал, что выполнить обещание ему не удалось.

Аксенов предложил установить публичный сервитут на всю территорию лагеря «Кипарисный» — жители Гурзуфа получат свободный доступ на пляж и в парк лагеря. Однако никаких конкретных шагов в этом вопросе предпринято не было.

Глядя на варварство, с которым строители ринулись воплощать в жизнь проект лагеря «Солнечный», понимаешь: на самом деле беды простых жителей Гурзуфа — это мелочи.

Сейчас, в глянце печатных презентаций и 3D моделей, новые корпуса лагеря выглядят привлекательно. Но по факту они станут очередной стеной между природой Южного берега и рядовыми гражданами - как это давно происходит по всему побережью.

Чиновники этого и не скрывают: судя по их «фрейдовским» оговоркам, в будущем для простолюдинов планируется отвести степной берег полуострова. На все более закрытом и фешенебельном ЮБК небогатая публика сможет работать, но вряд ли отдыхать. В общем, добро пожаловать в розовые мечты Натальи Поклонской о царском Крыме.

Символично, что происходит это в год 25-летия со дня распада СССР, породившего «Артек» как центр пропаганды человеколюбия и социального равенства. Как нечто противоположное тому надменному элитарному гнезду, в которое он превратился сегодня.


Показать полную версию новости на сайте