Жители Ялтинского региона, которые занимаются горными лыжами, а также члены ялтинского горнолыжного клуба «Ай-Петри» возмущены тем, что дорогу на Ай-Петри полностью перекрыли для движения всех видов транспорта.
Служба ГАИ установила на подъеме круглосуточный пост и не пропускает на плато абсолютно никого, независимо от вида транспорта и его оснащения, за исключением девяти человек, которые прописаны в высокогорном поселке.
Руководитель горнолыжного клуба «Ай-Петри» Эдуард Стрельников и горноспасатель со стажем более 30 лет Сергей Рыбаченко не могут понять, какие существуют основания для столь кардинальных мер.
Кроме того, они ссылаются на приказ Министерства транспорта Крыма №301 от 30 ноября 2016 года «Об ограничении или прекращении движения транспортных средств на отдельных участках автодорог регионального или межмуниципального значения», согласно которому на участках дорог, вошедших в перечень, в период с 1 декабря 2016 года до 1 апреля 2017 года установлено временное ограничение или прекращение движения транспорта.
В этом приказе про участок «Соколиное — Ай-Петри — Учан-Су» сказано, что на весь период снегопадов и гололеда запрещено движение по дороге всех автомобилей, за исключением транспортных средств категории М1 повышенной проходимости, оборудованных средствами противоскольжения.
ЮгЯлта связался с директором филиала «Ялтинское ДРСУ» ГУП «КРЫМАВТОДОР» Павлом Бондарчуком, который подтвердил, что дорога на Ай-Петри в данный момент расчищена и пригодна для движения транспорта.
«Дорога расчищена, проезд обеспечен для машин категории М1 повышенной проходимости при наличии средств противоскольжения», — сказал он.
«Мы звонили в ГАИ и пытались узнать у них, на каком основании дорога закрыта для всего транспорта, — сказал Эдуард Стрельников. — Но в ГАИ нас отправили в МЧС, а в МЧС нам сказали, чтобы мы обращались в Службу автомобильных дорог Крыма. Когда мы обратились в Службу автомобильных дорог Крыма, то там очень удивились, что нас на специально оборудованном транспорте не пускают на плато. Вот такой замкнутый круг».
Как рассказал Эдуард Стрельников, члены его клуба имеют на плато домики, клуб устанавливает подъемники, оборудует трассы, и ежегодно сотни ялтинских семей поднимаются в горы, чтобы покататься на лыжах, насладиться чистым морозным воздухом. Кроме того, тысячи туристов и горожан с удовольствием поднимаются на Ай-Петри, чтобы окунуться в крымскую зиму.
Никогда еще погодные условия, которые вполне естественным образом отражаются на проходимости горной дороги и предъявляют свои требования к транспорту, не становились препятствием для желающих проехать на плато.
Успешная практика использования этой дороги в зимнее время вырабатывалась десятилетиями.
К слову, во времена Советского союза на Пендикюле, который находится примерно за 7 км до плато и словно ограничивает самый сложный и опасный в непогоду участок, находился домик дорожного смотрителя, у которого под окном всегда стоял небольшой трактор.
О дорожнике дяде Пете сторожили до сих пор вспоминают с восхищением. Он жил в этом домике и в зимнее время чистил дорогу на Ай-Петри. Едва ночью пошел снег дядя Петя был уже за рулем. Каждые 3-4 часа он проезжал от Пендикюля до плато и обратно, убирая только что выпавший пушистый снег. И даже после сильного ночного снегопада уже утром транспорт свободно мог подняться на плато.
«Намного легче сразу убрать пушистый, еще не слежавшийся снег, чем потом чистить накат и лед, — говорит Сергей Рыбаченко. — Именно так делают в Альпах, трактора на резиновом ходу постоянно курсируют по местным дорогам даже в снегопад, и проблем никаких нет: дороги целые и хорошо проходимые».
В 90-х ставку смотрителя убрали, домик очень быстро разрушился, и теперь дорогу на Ай-Петри чистят дорожники, чья база находится внизу, у подножья Ай-Петри. Теперь трактор для этого приходится гонять из Ялты, соответственно расходовать больше топлива и времени, да и эффективность такой расчистки несколько ниже.
Впрочем, и в этом ситуации горнолыжный клуб «Ай-Петри» всегда готов были прийти на помощь — его члены собирали средства, чтобы приобретать топливо для техники, которая чистила дорогу.
«Самое обидное, что в настоящее время дорожники дорогу почистили, она вполне комфортна и безопасна для движения транспорта, естественно, подготовленного к условиям зимней дороги, — сказал Эдуард Стрельников. — Мы не понимаем, какая необходимость закрывать ее. К тому же наш клуб «Ай-Петри» готов и в дальнейшем помогать и участвовать в том, чтобы содержать дорогу на плато в нормальном состоянии».
«Мы часто слышим лозунги о том, что Крым должен стать круглогодичным курортом, — добавляет Сергей Рыбченко. — Но ведь именно Ай-Петри и возможность развивать на плато зимние виды спорта как раз и может привлечь к нам туристов в зимнее время. Однако власти, несмотря на все свои обещания, ничего не делают в этом направлении. А теперь даже единственную дорогу на плато вместо того, чтобы приводить ее в порядок, просто взяли и для всех закрыли. О какой уже пропаганде горнолыжного спорта может идти речь?».
Ялтинцы всегда знали, что нужно делать, чтобы отвоевать ай-петринский серпантин у капризной крымской погоды, и только в этом году впервые они оказались бессильны в битве за свою дорогу в горы то ли с самоуправством, то ли с чиновничьим бюрократизмом, то ли с неоправданными перестраховками.
«Вполне судебный случай, — считает глава Федерации альпинизма и скалолазания Севастополя Юрий Круглов. — Можно привлечь руководство МЧС РК к ответу, если есть подтверждение, что именно они препятствуют проезду транспорта M1G на участке Соколиное — Учан-Су, нарушая приказ Минтранса РК #301 от 30 ноября 2016 года», — написал он на своей страничке в Facebook, комментируя эту новость.