Боец не заметил потери отряда

29-12-2016 15:19:40
Автор: Антон Седнин
Конец года в Севастополе ознаменовался наступлением новой политической реальности. Привело к этому событие на первый взгляд рядовое: заксобрание покинул тринадцатый член команды Алексея Чалого. Потеря мандата лишит его большинства в местном парламенте. От

О том, что Соловьев заявил о сложении с себя полномочий депутата закосбрания Севастополя, стало известно вчера вечером. Для тех, кто знаком с ситуацией в городском парламенте, эта новость была и ожидаемой (уйти Соловьев уже порывался), и неожиданной (никто не думал, что это случится в такой форме и под самый Новый год).

Но для города эта новость стала весьма символичной: ровно год назад 29 декабря 2015 года о своем добровольном уходе с поста спикера закосбрания объявлял сам Алексей Чалый.

Скромный предприниматель-айтишник из Севастополя Игорь Соловьев известен тем, что осенью 2014 году выиграл предвыборную гонку у матерого депутата украинских времен Дмитрия Белика. Причем выиграл на мажоритарном округе №3 (Гагаринский район, 37 206 избирателей), где Белика давно и хорошо знали. Мало кому знакомый до этого Соловьев, как «член команды Чалого», получил на волне «русской весны» 59,28 % голосов.

Для Белика, потратившего на выборы серьезный ресурс, победа Соловьева стала серьезной политической травмой, изжить которую он смог только в этом году, став депутатом Госдумы.

Для индивидуального предпринимателя и отца троих детей Соловьева триумф обернулся бесплатной работой на износ не только у себя на округе, но и в парламенте, где, помимо законотворческой деятельности, кипело противостояние с губернатором Сергеем Меняйло и его сторонниками.

В этом противостоянии на счету у Чалого был буквально каждый голос. Из 24 мандатов его команда сначала контролировала 16, но в начале 2015 года в группу сторонников Меняйло перешла депутат Татьяна Лобач (источники ForPost связали это тогда с административным нажимом на ее балаклавский ресторан). Вместе с Лобач в стан оппонентов ушла ее сателлит Ирина Кравец, а затем поближе к тогдашней исполнительной власти переметнулся отставной адмирал Александр Ковшарь. Так у Алексея Чалого осталось 13 депутатов — большинство с перевесом всего в 1 голос.

Сейчас это кажется почти невероятным, но с таким минимальном перевесом команда Чалого сумела не только отбить неоднократные атаки девелоперов на остатки заповедных земель Севастополя, но и одержать победу над «славянской» группировкой Меняйло-Еремеева-Белавенцева, сумевшей за два года взять под контроль на полуострове множество ресурсов и активов. В конце июля 2016 года, чтобы избежать провала местной «Единой России» на выборах в Госдуму, Москва убрала из Севастополя непопулярного Сергея Меняйло, а из Крыма — полпреда Олега Белавенцева, заодно упразднив полпредство и объединив Крымский федеральный округ с Южным.

По данным «Примечаний», за это время Игорь Соловьев порывался уйти не раз, — не к оппонентам, а вообще из депутатства, — но сторонникам удавалось уговорить его остаться.  

Теперь, говорит он, политическая ситуация в городе позволяет ему вернуться к семье и работе: ведь денег за свое депутатство он не получал. Заявление Соловьева о сложении полномочий зарегистрировано в аппарате заксобрания и избирательной комиссии города еще 26 декабря.

«Я же не депутат на постоянной основе, — пояснил Игорь Соловьев «Примечаниям». — Помимо депутатства не переставал работать, кормить семью. Я и частный предприниматель. Депутатство отнимает много времени, которое мне необходимо. Поэтому работать в заксобрании и дальше я не имею возможности, а просто числиться не хочу, честнее будет сложить полномочия».

По прогнозам спикера заксобрания Екатерины Алтабаевой, мажоритарный округ Соловьева останется без депутата до осени 2017 года — скорее всего, довыборы в закс там пройдут в один день с выборами губернатора Севастополя.

Сложение полномочий Соловьева парламент обсудит в «двадцатых числах января», сказал она — и, вероятно, удовлетворит просьбу дерпутата.

На вопрос «Примечаний», не считает ли депутат, что его самоотвод ухудшит позиции команды Чалого, Игорь Соловьев ответил:

«Я не считаю, что кого-то подставил».

«Сейчас наличие большинства не так критично, — сказал он. — У нас уже нормальный губернатор, в заксобрании никакого противостояния нет, и с исполнительной властью противостояния нет. Так что в этом смысле я не вижу никаких проблем».

Тем не менее утрата командой Чалого большинства в парламенте ослабляет позиции закса в отношениях с правительством. Сейчас врио губернатора Дмитрий Овсянников подчеркивает консенсус с Алексеем Чалым и близость взглядов на развитие Севастополя. Но имевшийся у последнего перевес как раз этому способствовал.

Изменится и соотношение сил внутри закса: условная «группа Меняйло» в нем сейчас представляет не только интересы девелоперов (Татьяна Лобач близка к экс-министру обороны Украины и владельцу группы строительных компаний «Парангон» Павлу Лебедеву — прим. ред.), но и интересы главы правительства Крыма Сергея Аксенова, у которого на Севастополь обозначились свои виды.

До сих пор в ситуациях жесткого клинча все здесь решалось простым большинством (если, конечно, не требовалось большинство абсолютное, достичь которого было невозможно — прим. ред). «Теперь депутатам придется чаще идти на компромисс», — предполагает вице-спикер закса Александр Кулагин.

Как и сам Игорь Соловьев, он старается не драматизировать случившееся.

«Для принятия законов и постановлений заксобранию нужно 13 человек, — соглашается Кулагин. — Но у нас у нас уже другой состав правительства, вносятся адекватные законы. За осень мы не отклонили ни одного закона».

«С точки зрения законотворчества, когда нет большинства ни у одного из лагерей, это даже лучше, — рассуждает вице-спикер. — Теперь мы будем искать компромисс и находить решения, устраивающие всех. С политической точки зрения тоже нужно будет долго и серьезно обсуждать все моменты».

Александр Кулагин допускает, что лобби застройщиков будет сопротивляться принятию законов, ограничивающих их аппетиты. По его словам, особо охраняемых природных территорий и объекты культурного наследия уже защищены от застройщиков законодательно: главное теперь, чтобы они соблюдались.

А вот схватка за Генплан Севастополя может быть серьезной, считает он: «Здесь, конечно, определенные интересы будут звучать, потому что кто-то заинтересован, чтобы в Генплане было отведено под застройку как можно больше территорий, в том числе и общественные пространства».

Самоотвод Игоря Соловьева ставит перед его соратниками по политическому вектору новые задачи. Не столь важно, когда на его место будет избран новый депутат — важно, что это будет за человек, отмечает лидер движения «Служу Севастополю» Олег Николаев.

«В 2014 году было потрачено много сил и ресурсов, и мной в том числе, для того, чтобы сформировать команду Чалого перед выборами в заксобрание, — напомнил он. — Люди закладывались на максимум и знали, что ждет их на депутатских постах. Каждый из нас что-то теряет: кто-то отношения с семьей, кто-то имеет проблемы с бизнесом, как я. Но все мы были объеденены одной целью — чтобы Севастополь развивался. Я не могу объяснить поступок Игоря Соловьева».


Показать полную версию новости на сайте