Похоже, избежать акционирования или продажи части имущества ГУП «Городской автозаправочный комплекс» не получится. Об этом на встрече с готовыми объявить голодовку сотрудниками заявил вице-губернатор Илья Пономарев. У предприятия долгов на 50 миллионов, а топлива для реализации нет. С 2017 года его можно закупать только на аукционе - по 44-ФЗ. Но на торги с должником никто не выйдет. А люди уже сейчас требуют выплаты полугодового долга по зарплатам.
В пятницу, 17 февраля, вице-губернатор Пономарев в сопровождении нового директора предприятия приехал на одну из заправок ГАЗКа, чтобы встретиться с сотрудниками предприятия.
Инициативная группа зачитала чиновнику свои требования: до 27 февраля выплатить 84 сотрудникам долги по заплате с сентября 2016 года, оставить единственным поставщиком топлива ТК «Триумф», не допустить передачи госпредприятия в частные руки. Однако ни одно из них чиновнику не кажется выполнимым.
Пономарев объяснил, что с 2017 года все государственные предприятия должны работать строго по 44-ФЗ. ГАЗК должен объявить конкурс на поставки топлива. Но надеяться на то, что аукцион состоится в ближайшее время, не приходится: у предприятия больше 50 млн долгов, из них 35 млн — перед предыдущими поставщиками. Увидев такую репутацию и огромное количество проигранных арбитражных исков, ни один поставщик не захочет заключать сделку с ГУПом, считает Пономарев.
К тому же, счета ГУПа могут арестовать как только предприятие выйдет на торги. И все средства, поступающие от продажи топлива, будут изыматься судебными приставами.
Остается лишь один вариант — прописать в условиях контракта рассрочку, но тогда, считает чиновник, стоимость топлива может значительно увеличиться. А высокая цена и сложная логистика сделает работу автозаправок нерентабельной.
Для того, чтобы ГУП мог существовать, он должен покрывать хотя бы издержки. Фонд оплаты труда на предприятии на сегодня составляет 1 млн 150 тыс рублей, а общая сумма издержек — чуть выше 1,5 млн рублей. Для того, чтобы их покрыть, необходимо продавать 3-4 тысячи литров топлива на каждой заправке ежедневно.
Именно такое задание — довести предприятие до состояния безубыточности — ставило правительство перед предыдущим директором Любченко. Он с задачей не справился, считает вице-губернатор.
«За декабрь все заправки ГАЗК продали всего 9 тысяч литров топлива, - отчитывается чиновник (забывая, что топливо на них подвезли только 28 декабря). - В январе — 63 тысячи литров. То есть все 12 заправок выполнили норму одной. Долги по зарплате продолжали накапливаться».
По залу прокатился гул возмущения. Операторы и начальники АЗС кричали, что готовы работать, но емкости с топливом пустуют. Старые клиенты разбежались из-за плохого топлива, полгода колонки не работали, а теперь, как только покупатели начали возвращаться на заправки, правительство обвинило директора, что он за месяц не обеспечил продажи докризисных времен.
Но Пономарев был непреклонен. Задача поставлена, менеджер с ней не справился и «принял ряд неправильных управленческих решений». Поэтому его заменили на нового директора Олега Рыженкова, имеющего большой опыт работы в отрасли.
Однако новый директор не пришел на это место с мешком денег. Выплата долгов по зарплате — задача первоочередная. Поэтому, чтобы как можно быстрее погасить долги и выйти на торги с поставщиками, Пономарев предлагает провести инвентаризацию имущества предприятия и продать часть, не использующуюся в хозяйственной деятельности.
Еще один выход — скорейшее акционирование. Если заксобрание города примет план Овсянникова по приватизации на 2017 год, в администрации смогут начать поиск стратегического инвестора. Пока не совсем понятно, каким образом он сможет вернуть себе вложенное, ведь согласно плану в случае акционирования все 100% акций будут в течение трех лет принадлежать государству из-за моратория на их продажу.
Но у акционирования есть одно преимущество. Превратившись в АО, ГАЗК сможет закупать топливо у поставщиков напрямую, а не по 44-ФЗ.
По словам Пономарева, более-менее четко в правительстве представляют себе судьбу нефтебазы на Сахарной головке. По этому объекту сейчас идут суды с бывшими владельцами национализированного имущества, подавшими кассацию. Если правительство дело выиграет, нефтебазу можно будет использовать как перевалочный пункт для топлива, потребляемого МГТС в Инкермане — по этому вопросу уже достигнуты соглашения с Минэнерго.
Потребуются дополнительные расходы, чтобы привести нефтебазу в рабочее состояние. Сколько нужно средств, Пономарев сказать затруднился. По информации «Примечаний», в базу со старта нужно вложить около 150 млн рублей.
Эксплуатация нефтебазы для правительства более чем выгодна. Севастопольская ТЭС будет построена еще не скоро. МГТС, снабжающая город дополнительной электроэнергией, потребляет 20 тысяч литров топлива в час — 17 тонн. Минэнерго готово платить за хранение по 4 доллара за тонну. Слив-налив одной тонны обходится в 20 рублей. Таким образом, только на снабжении МГТС можно зарабатывать около 4 млн рублей в месяц. И для того, чтобы нефтебаза функционировала, нужно не больше 20 человек персонала. А сегодня на предприятии трудится больше 80.
Держать заправки было бы выгодно, если бы за хранение заказчик расплачивался не живыми деньгами, а топливом. Тогда его можно было бы реализовывать на собственной сети заправок и иметь с этого дополнительную выгоду. Но, видимо, Минэнерго проще будет рассчитываться с государственным предприятием живыми деньгами, поэтому заправки повисают на предприятии как балласт, от которого безболезненно можно избавиться прямо сейчас.
Видимо, в том, чтобы заправки самостоятельно зарабатывали, не заинтересован никто. Новый директор Олег Рыженков прямо завил своим сотрудникам, что они «работают вполноги», как бы забывая о том, что для полноценного обеспечения продаж нет никаких условий.
К тому же, по словам Пономарева, структура прибыли коммерческих АЗС только на 60% состоит из маржи от продажи топлива, остальное — реализация сопутствующих товаров. Залы заправок ГАЗК пока пустуют, в них нет прилавков с привлекательной для клиентов продукцией.
Вице-губернатор пообещал, что, начиная с этого месяца, заработная плата будет выдаваться сотрудникам ГАЗК в срок. Следующая выплата, аванс, будет произведена 20-21 февраля. Накопившиеся долги правительство обещает вернуть в течение 1,5-2 месяцев — именно за такой срок чиновники планируют пустить с молотка часть имущества ГУПа. Не исключен вариант, что для погашения долгов перед работниками будет продан еще один вексель.
Ждать два месяца работники не готовы. Они более полугода не получают зарплату, которая не превышает 12 тысяч рублей. У их семей огромные долги, в их квартирах уже отрезаны за неуплату свет и вода. Но их протестный энтузиазм к концу собрания иссяк сам собой.
«Какой смысл в нашем митинге? - говорили они у выхода после окончания встречи. - Мы хотели, чтобы к нам вышел кто-то из правительства, чтобы нас услышали. Ну вот Пономарев приехал, а наши проблемы так и не решились. Получается, они не смогут нам сейчас заплатить».
Вице-губернатору они не верят, считая, что все разговоры об аукционах на топливо - лишь предлог. По сути предприятие уже является банкротом и выйти на открытые торги не сможет, так как на счетах нет денег. С «Триумфом» был договор о совместной деятельности: компания предоставляла свой товар, а ГУП — базу для его реализации. Прибыль по договору партнеры должны были делить пополам. Но правительство пытается очернить «Триумф», публично заявляя, что деньги с совместного счета доставались исключительно поставщику.
Очевидно, что команду Овсянникова напрягает наследие национализации Меняйло. С предприятиями, «отжатыми» у украинских собственников одни проблемы. К тому же, по словам Пономарева, сейчас активно обсуждается закон о компенсации стоимости национализированного имущества. И в будущем правительству придется расплачиваться за распроданный ГУП с представителями Коломойского, выступающими от его имени в суде.
В сущности чиновники не виноваты в том, что не могут и не хотят заниматься государственными предприятиями. Все мы знаем простейшие законы бизнеса: если партнеров все устраивает, они ударяют по рукам и начинают сотрудничать. Но это работает лишь тогда, когда деньги, пускаемые в оборот, заработаны потом и кровью и расходуются с умом.
Как только «белые воротнички» - государственные менеджеры - начинают расходовать бюджетные деньги, у них сразу же чешутся руки что-нибудь с этого поиметь. И если в нормальном обществе чиновника ограничивает собственная мораль и воспитание, у нас для этого придумывают вырожденные по сути законы вроде 44-ФЗ.Почему-то никто не задумывается, что тот же 44-ФЗ не предотвратил крупного хищения денежных средств предыдущих поставщиков ГАЗК. Ведь 35 млн рублей, недоплаченных за топливо, осели в чьих-то карманах. По этим вопросам ведутся следственные действия, но пока еще никого не наказали. Да если и накажут - украденного уже не вернуть. В нашей стране закон не всегда может защитить нас от воров, но против честных людей он работает безупречно.
«Триумф», не имеющий в Севастополе своих колонок и нефтебазы, мог бы пользоваться имуществом ГУПа, отдавая ему половину своих прибылей. Но оказывается, это незаконно, следовательно — небезопасно: в тюрьму не хочет никто.
Поэтому единственный выход для чиновников — передать предприятие в частные руки, объсняяя это большими долгами ГУПа. А любая копейка от продажи для бюджета — уже плюс
Но в чем тогда заключается анонсированная правительством погоня за эффективностью? В том, чтобы избавиться от ненужного актива за гроши? Рентабельность заправок никто даже не попытался оценить: Меняйло нанял в директора мошенников, а Овсянников увольняет добросовестных работников. Ни тот, ни другой не думали о том, чтобы развить актив и продать его с максимальной для Севастополя выгодой.