Экспозиция выстроена в хронологическом порядке. Первые плакаты, расположенные слева от входа, датированы 20-ми годами: здесь мобилизация, Красная Армия и сами бойцы, в них много позитива. Плакаты времен гражданской войны провозглашали социальную справедливость, призывали к мобилизации, боролись с интервентами, уверяли в надежной защите рубежей. Их ценность — в лубочном примитивизме: население было безграмотным, важно было донести содержание без текста. Сейчас грамотность населения России падает, и примитив снова актуален.
30-е совсем другие: здесь больше черного цвета из-за изображений танков и техники. От темы опосредованной готовности к войне переходим к теме готовности прямой: «А ты готов к труду и обороне?»
Период Великой Отечественной отмечен обилием сатиры: шаржи на Гитлера и прочих врагов от Кукрыниксов. Здесь же знаменитые «Родина-мать зовет!», «Воин Красной Армии, спаси!» и — вот он, тот самый мостик — речь Сталина о необходимости ориентироваться на предков. На плакатах военной поры появляются Суворов, Кутузов, Минин и Пожарский.
Сформулировать эту преемственность на самом деле не так уж просто, ведь СССР во многом был отрицанием царской Росси, а русские военачальники XVII-XIX веков владели крепостными крестьянами — то есть были, фактически, рабовладельцами. Отрицал Советский Союз и пропасть между богатыми и бедными, которую олицетворяет современная РФ.
Поэтому, наверное, лучшими спикерами по теме являются пожилые люди, такие как Анатолий Шорохов. Он проработал 33 года в редакции «Славы Севастополя», сам сделал массу плакатов и не вдается в детали. «Когда вопрос стоит о патриотизме нашего народа, мы должны объединяться, ведь вы видите, как сейчас действуют те западные деятели, и с какой идеологией они к нам лезут, — объясняет он. — Но мы-то все-таки люди русского склада, при этом я не делю нас на татар, русских и украинцев. Мы все русские. И именно эта Русь имеет объединяющее начало. И плакат именно об этом и говорит».
Объяснение, конечно, эклектичное — но так же эклектична и Крымская весна, годовщину которой в Севастополе сегодня отмечают. Ведь одни ждали от нее справедливости социальной, другие — справедливости национальной, третьи воспринимают ее исключительно как ирреденту, и каждый вместе с Крымом воссоединялся с какой-то своей Россией. Притом, что современная РФ исторической Россией не является. Она получила бы право ею быть только в случае, если бы Крымская весна стала весной Русской, и если бы вместе с полуостровом «в родную гавань» вернулся весь юго-восток Украины, вместе с Приднестровьем. Поэтому мостиком выставка, конечно, стала, но — шатким.
«Из всей коллекции плакатов, а у нас их 370, мы выбрали связанные с существованием Красной Армии, — говорит Елена Титова, куратор выставки. — Многие задаются вопросом, оригинальные ли это плакаты? Нет, это тиражные версии, причем абсолютно разных тиражей: от тысячи до десяти миллионов».
«Мы также дополнили выставку агитационным фарфором. На тарелке, если присмотреться, написано РККФ — Рабочий Крестьянский Красный Флот», — дополняет Титова. Подобный фарфор сейчас стоит очень дорого, поэтому ощущение от его созерцания смешанное, музейно-ювелирное.
23 февраля в музее Крошицкого день открытых дверей для военнослужащих и их семей. Все желающие также могут оценить выставку в любой день до 17:00, кроме вторника.