Морская торговля между Крымом и Турцией застопорилась, сообщила вчера крупнейшая турецкая газета Hurriyet: турецкая таможня не принимает вернувшиеся из Севастополя паромы, экспортеры не могут загрузить их и отправить назад. «Запрет наложен из-за того, что корабли прибыли из Крыма, — говорят турки. — Даже турецкий корабль с турецким персоналом до сих пор не может пришвартоваться».
Информацию «Примечаниям» подтвердил директор компании-оператора паромного сообщения «Крымского морского агентства» Станислав Гвоздилов.«Не принимаются все корабли из Крыма, — говорит Гвоздилов. — По логике выходит, что Турция не признает российский Крым, в этом и причина. Российские корабли из других регионов принимаются, из Новороссийска, например, а из Крыма — нет».
По его словам, решить пока что эту проблему можно одним способом — идти в порт другого российского региона и уже оттуда направляться в турецкие порты.
«Но пока так никто не сделал, все стоят, — сообщил Гвоздилов. — Сейчас идут переговоры о решении этой проблемы, но к чему и когда придем сказать не могу».
Как заявил крупнейшему турецкому изданию Hürriyet директор логистической компании Selin Global Арзыгюль Каймакчы, в последний раз, когда турецкие корабли прибывали из Севастополя, они так и не пришвартовались в порту Зонгулдак.
«Мы уже несколько лет пользуемся кораблями Ro-Ro и Ro-Pax. Наши рейсы осуществлялись между Зонгулдаком и портами Севастополя. Однако в последнее время, когда наши корабли прибывают из Севастополя, они так и не пришвартовываются в порте Зонгулдак. Это очень большая проблема, так как весь груз мы обязаны возвращать обратно экспортерам.
Корабль не швартуют, а значит, и невозможно его разгрузить. На данный момент морская торговля между Крымом и Турцией остановлена», — заявил гендиректор логистической компании.
Возникшая проблема с крымскими портами обсуждается уже две недели. Однако никаких официальных объяснений так и не было получено: «Мы не можем получить ответ, потому что нет официального обращения. Нам могут ответить в устной форме. Однако официально никакой информации мы так и не смогли получить».
Обоснованием такой проблемы является то, что «корабли прибыли из Крыма», продолжил Каймакчи:
«Запрет наложен из-за того, что корабли прибыли из Крыма. У нас есть турецкие корабли, на которых работает целиком и полностью турецкий персонал. Но корабль до сих пор не может пришвартоваться. Причина — он прибыл из Крыма».
Каймакчы говорит, что из-за блокады паромного сообщения и турецкие экспортеры, и крымские импортеры несут большие убытки, потому что спрос на товары из Турции в Крыму очень высок и уже законтрактованы большие объемы поставок. Это цитрусовые, другие свежие фрукты и овощи, строительные материалы.
«Из-за простоя наших кораблей в прошлом году только мы потеряли $150 млн, — рассказал он. — Спрос очень высок и поэтому проблемы сейчас слишком велики. Инвестиции сделаны, есть много текущих контрактов, партнеры ждут ответов от нас. Мы готовы возобновить работу как только будет такая возможность», — говорит директор Selin Global.
Напомним, что морская торговля Севастополя с Турцией, прерванная в 2015 году из-за сбитого турками российского бомбардировщика, была восстановлена осенью 2016 года, когда президент Турции Талип Эрдоган принес Владимиру Путину свои извинения. 28 октября паром «Варяг» снова отправился из Севастополя в турецкий Зонгулдак — ранее он возил из Турции товары народного потребления, строительные материалы, овощи и фрукты вместе с фурами. 5 ноября корабль привез 700 тонн апельсинов и мандаринов, а также строительные материалы и бытовую технику.