Согласно официальной справке, 46-летний доктор политологии Владимир Нечаев, сменивший сегодня Валерия Кошкина на посту ректора СевГУ, в 1995 году окончил истфак Курского государственного педагогического университета. В 28 лет Нечаев защитил кандидатскую в РГГУ и через год возглавил научный проект в московском Международном институте гуманитарно-политических исследований. В 37 лет он получил докторскую степень в МГУ. В 2000 году Нечаев вернулся в Курск, где возглавил кафедру государственного и муниципального управления в Курском институте менеджмента, экономики и бизнеса, стал доцентом кафедры государственного и муниципального управления Курского госуниверситета.
Там, в Курске, происходит нечто, после чего карьера молодого управленца-теоретика стремительно взлетает, и он становится практиком. В 2005 году Владимира Нечаева назначают ректором московской Высшей школы управления. Позже мы видим его ректором МГГУ им Шолохова, а когда этот вуз стал частью Московского государственного педуниверситета, Нечаев становится проректором объединенного вуза. Что же произошло в эти пять лет?
Как раз в это время Владимир Нечаев возглавил курскую региональную ячейку первого прокремлевского молодежного движения «Наши». Движение это, напомним, было создано после цветных революций в Сербии, Грузии и на Украине — тогда считалось, что противопоставить этой угрозе целесообразно не нацгвардию, а гвардию молодых лоялистов, получивших надежду запрыгнуть в социальный лифт.
Большинство из них наверх, конечно, не попали, но их лидеры такой возможностью воспользовались. Самым известным примером является бывшая провинциальная активистка «Наших» из Владимира, ныне член ОП РФ Кристина Потупчик. Одним из примеров, видимо, можно назвать и нового ректора СевГУ.
«Нечаев стал в Курске известным, его стали поддерживать, — рассказывает его бывший коллега, преподаватель КГУ. — Он очень хорошо вписался в эту "нашенскую" конъюнктуру, которая потом вылилась в Селигер, познакомился с Якеменко (Василий Якеменко, экс-глава "Росмолодежи", создатель "Наших" — прим. ред.). Так его и заметили в Москве».
О том, что смещение Валерия Кошкина с поста ректора СевГУ — лишь дело времени, источники «Примечаний» в севастопольском госуниверситете говорили давно. Как выяснилось, предпосылки к этому видели и в Москве.
«В прошлом году Администрация президента и Министерство образования проводили мониторинг психологического климата в регионах, и там Севастополь занял одно из последних мест», — говорит наш московский собеседник. По его словам, Нечаев был в курсе результатов исследований. «Он конфликтовал с [прежним министром образования РФ Дмитрием] Ливановым, а у [нынешнего министра образования Ольги] Васильевой был в ректорском резерве. По ее личной просьбе его, видимо, и назначили [в СевГУ]»
Субъективные впечатления коллег о Владимире Нечаеве противоречивы.
«Когда он был ректором Шолоховки, он много экспериментировал, ему было интересно, — рассказывает другой преподаватель. — Он же вырос на молодежных проектах: все вот эти Селигеры путинские, «Росмолодежь». В МПГУ он тоже показал себя очень энергичным, но у него амбиция не менее чем ректорская, должность зама в МПГУ его тяготила, а стать нашим ректором у него не получилось. Мы знали, что ему делали предложения разные. По слухам, ему предлагали поехать ректором куда-то в Сибирь, но жена не захотела покидать Москву. В итоге он оказался в Севастополе. Недавно он ушел в отпуск и в это время, видимо, сделал выбор».
«Субъективные впечатления: холоден, расчетлив, иерархичен, редко снисходит до стоящих ниже проректора, — говорит еще один коллега Нечаева. — Он хорошо чувствует конъюнктуру. Жесткий: если что-то не нравится, он не делает скидок на возраст и заслуги, за этого старые кадры его не любили. Но у меня Нечаев в целом оставил позитивное впечатление. Он не из тех, кто, улыбаясь в глаза, воткнет тебе нож в спину. Он скажет неприятную правду в лицо, с такими легко работать.
Еще что мне в нем нравится: Нечаев игрок. Это провинциал, который знает, как преуспеть в Москве, а Москва ведь во многом формировалась именно такими людьми. И в этом есть свой плюс. У него такой специфический южнорусский говорок, в нем нет этой столичной мажорности, как у вашего Овсянникова. Поэтому, мне кажется, у вас там его отмаркируют как «своего».
По мнению собеседника «Примечаний» из МПГУ, «селигерское» прошлое Нечаеву не помешает: если в целом по России высшая школа состоит преимущественно из либералов, то в Севастополе ситуация иная.
Чего от него ждать СевГУ, коллеги нового ректора прогнозировать не берутся: по их мнению, все то, в чем студенты и преподаватели универститета винили Кошкина — норма для вузов России. К тому же вряд ли Нечаев будет в Севастополе абсолютно субъектен: многое будет зависеть от политики министра образования Ольги Васильевой, которая его сюда направила.