Большая севастопольская тропа (БСТ) проходит исключительно по административной территории города: начинается в Балаклаве, потом ведет к Ласпи через заказник «Мыс Айя», затем поворачивает в заказник Байдарский, через Мекензиевы горы ведет к реке Бельбек и заканчивается в Любимовке.
Краеведы подсчитали, что пройдясь по маршрутам БСТ можно увидеть 250 достопримечательностей.
Глава Центра развития туризма Александр Железняк считает, что тропа станет еще одной точкой притяжения в севастопольском регионе. Подобные маршруты популярны во всем мире: путешественников привлекают оборудованные тропы, по которым можно пройтись самостоятельно, без гидов.
Основная изюминка тропы — интуитивно понятная навигация. На протяжении всего маршрута установлены информационные столбы, на которых указано место, где вы в данный момент находитесь — с координатами GPS, направлением движения по маршруту, расстоянием до ближайших достопримечательностей.
Также на табличках размещены телефоны аварийно-спасательных служб и (в виде иконок) предупреждение об ответственности за разведение костров в заповедной зоне.
Проект находится в стадии разработки, но уже установлено 67 столбов с табличками на участке от Балаклавы до Ласпи.
Разработчики проекта планируют в будущем выпустить специальное приложение для смартфона, которое позволит определить местоположение на тропе даже в оффлайн-режиме.
Входы на участки тропы обозначат «трейлхейдами» — щитами, на которых будет подробно расписан маршрут, достопримечательности на нем и познавательная информация и них.
К примеру, на одном из маршрутов севастопольской тропы есть месторождение марганцевых руд — и об этом можно будет прочитать на информационном щите.
Александр Железняк подчеркнул, что Большая Севастопольская тропа не будет прогулочной зоной вроде Форосского парка или Боткинской тропы в Ялте. Она изначально не рассчитана на любителей расслабленного отдыха, она не предполагает создание ограждений, асфальтированных дорожек, ресторанов и гостиниц через каждые несколько километров.
Севастопольская тропа — это экотуризм, возможность насладиться уникальной крымской природой и ее неповторимыми пейзажами. Пройти по ней сможет любой человек, обладающий более-менее сносной физической формой.
Опасные места обустроят специальными скобами и лестницами. Кроме основного маршрута разработчики оборудуют несколько точек входа-выхода — короткие тропы, по которым можно сойти или обойти опасные для туристов-новичков участки. Основная нитка маршрута составить 130 км, а вместе со вспомогательными и радиальными маршрутами — 150 км.
Главная идея — никакого асфальта и никаких капитальных строений.
Для Севастополя, застывшего в своем развитии, проект значим и привлекателен. Но и у него нашлись недоброжелатели. Когда после презентации Александр Железняк предложил турсообществу задать интересующие вопросы, член общественной палаты Ольга Дронова поинтересовалась, во сколько обойдется обслуживание проекта и каким образом город сможет на нем заработать. По ее словам, на тропу потребуется 15 миллионов ежегодно.
Директор центра развития туризма пояснил, что в России нет аналогов Большой севастопольской тропы и сравнивать горный маршрут в Альпах и в Севастополе не очень разумно. Возможно, к обслуживанию тропы будут привлечены частные инвесторы, которые создадут туристические продукты и, зарабатывая на них, будут отчислять налоги в бюджет.
На пересечении автомобильных дорог и тропы появятся кемпинги, точки питания, которые также принесут доход городу. Но на самой тропе их не будет.
Туроператоры, присутствовавшие на презентации, устали от нападок Дроновой и предложили ей перенести дискуссию с Железняком в Facebook. Но та продолжила нападать на докладчика. В конце концов, представители турсообщества оборвали ее: «Если у вас нет других вопросов, давайте мы поблагодарим докладчика и пойдем домой». Зал встретил предложение аплодисментами.
После этого туроператоры, наконец, получили возможность задавать вопросы, касающиеся организации экскурсий и туров, подготовки гидов и экскурсоводов. Началось обсуждение нормальных рабочих моментов, что, собственно, и было главной целью встречи.
Екатерина Химичева и Ольга Дронова
И тут к дискуссии подключилась Екатерина Химичева — бывшая глава Центра развития туризма города, уволенная по статье. Служебная проверка показала, что на своем посту она вела фиктивную деятельность. Химичева заявила, что проект сырой и небезопасный для туристов.
Железняк парировал: группы регистрируются в МЧС, и что в будущем эта процедура упростится — оповестить спасателей о выходе на маршрут можно будет прямо на сайте Большой севастопольской тропы. К тому же, напомнил он, граждане России могут посещать леса свободно при отсутствии ограничений вроде пожароопасного периода.
Но Химичева не сдавалась и продолжала задавать свои вопросы. Они вызывали у присутствующих раздражение. После очередной пикировки организатор встречи Дарья Журавлева не выдержала, взяла микрофон и прервала Екатерину, попросив не превращать рабочую встречу в площадку выяснения отношений.
В финале встречи турсообщество договорилось устроить ознакомительную прогулку по маршруту, чтобы уже в этом сезоне начать водить туристов по оборудованной части тропы.
Парадокс современного Севастополя в том, что лица, приблизившиеся к власти при Сергее Меняйло, теперь пытаются монетизировать в своих частных интересах то лучшее, что появилось в городе вопреки его политике.
Большая севастопольская тропа стала реальностью благодаря инициативе двух севастопольцев — Александра Железняка, который изучил туристическую инфраструктуру в половине стран мира, будучи редактором National Geographic Traveler Russia, и депутата заксобрания, известного севастопольского альпиниста Юрия Круглова.
Сегодня БСТ — это первый незаимствованный проект, который предложило городу и миру севастопольское правительство. Недавно одно из севастопольских изданий опубликовало критический материал о тропе, весь пафос которого сводился к тому, что если на ней не организовать кабаки и сувенирные лавки, то проект не состоится.
Круглов и Железняк противопоставляют базарным шалманам удобную навигацию, экологичность и великолепные пейзажи. Если этого давно уже нет в городе, который застройщики и торговцы лишили общественных пространств — пусть это останется хотя бы за его пределами.