После сегодняшнего отчета врио о работе, проделанной правительством в 2016 году, 22,5 тысячи человек, просивших Путина остановить варварскую застройку Севастополя, могут грустно помахать рукой своим уплывающим мечтам о зеленом, просторном Севастополе. Потому что новый градоначальник пошел по проторенной дорожке старого.
Отвечая на вопрос экс-спикера ЗС Алексея Чалого, Овсянников заявил, что он вводил и будет вводить в эксплуатацию построенные еще при Украине жилые дома, нарушающие облик Севастополя.
«Это трудное решение, но оно было необходимо, ведь их строительство начиналось на законных основаниях, вложили свои средства сотни дольщиков, — заявил врио. — Если документы на строительство выданы законно, в установленном до марта 2014 года порядке, и объект полностью соответствует этим документам, мы обязаны принять дом в эксплуатацию. (...) Обещаю, что этих вынужденных мер будет с каждым днём становиться всё меньше».
Как известно, в Севастополе, в какой новострой не ткни, все построено законно. Например, скандальная многоэтажка на площади Ластовой, которую компания «Интерстрой» депутата Госсовета Крыма Евгения Кабанова воткнула прямо посреди исторической части города, перекрыв вид на Малахов курган. Она тоже оказалась законной.
«Тот же дом на Ластовой: он был принят до введения в действие приказа Министерства культуры [о внесении центра Севастополя в список исторических поселений федерального значения]», – оправдывает застройщика Овсянников.
Голоса депутатов, еще недавно громко отчитывавших Кабанова за это строение, стихли. Нет больше пылких слов и обещаний бороться. Остались лишь нотки грусти и смирения.
«На этапе планирования строительства от застройщика были приняты весьма и весьма корректные документы, — рассказал «Примечаниям» депутат заксобрания Вячеслав Горелов. — Потом в эти исходные документы были внесены изменения, потом еще, и каждое изменение носило декоративный характер. В совокупности они привели к тому, что мы поучили вот это здание. Сегодня после отчета врио я подошел к руководителю департамента [архитектуры и градостроительства], и он мне пояснил, что высотность этого здания была соблюдена по тем, изначальным документам. Мы обращались в Минкульт по этому объекту, нам сказали, что поскольку разрешение выдавалось до включения Севастополя в перечень исторических поселений федерального значения, они сделать с этим исходным документом ничего не могут. Ну и, по сути дела, отказались бороться. Я думаю, что это ошибочное решение, но комментировать мне это сложно».
Голос Горелова становится все печальнее: «Здание на Ластовой нарушает исторический абрис Корабельной стороны, не вписывается в те пространственные раскрытия, которые были в приказе Минкульта. Надеюсь, что этот объект является последним, который мы увидели в центре города. Он будет печальным напоминанием об украинском прошлом Севастополя».
Законность высотки на Ластовой оказалась не единственным сюрпризом сегодняшнего отчета врио.
Овсянников подтвердил, что якобы исчезнувшие инвестконтракты на застройку наиболее сладких севастопольских земель, которые Сергей Меняйло без конкурсов заключал с близкими и подконтрольными семье экс-министра обороны Украины Павла Лебедева структурами, существуют. Более того - правительство Овсянникова продолжает их выполнять.
«Дома на Челнокова, и все остальные [100 объектов], которые [строились] по мифическим договорам инвестиционным… Я сам заинтересовался, есть ли эти инвестиционные договора? Все есть, всё предоставлено», — как будто сам себе удивляется врио.
То, что загадочные инвестконтракты Меняйло после смены правительства города никуда не исчезли, подтверждают и действия застройщиков. Так, в феврале этого года на Челнокова,17 в микрорайоне Омега-2 появился новый котлован и первые фундаменты пятнадцати 5-этажных домов. Это та самая стройка, землю под которую фирме Лебедева «СК Форум Крым» отдал член команды Меняйло — экс-глава департамента имущественных и земельных отношений Александр Свечников.Спустя семь месяцев, 22 декабря 2016 года, лебедевский «СК Форум Крым» получает разрешение на застройку территории в районе улицы Челнокова уже от правительства Овсянникова.
«Вот их этажность была снижена с 10 этажей до 5 этажей. Потому что они пришли за разрешением после введения приказа Минкульта», — поясняет Овсянников. Это положительный пример, считает он, ведь Кабанову с его домом на Ластовой никто и слова не смог сказать.
Действительно — этажность новостроев на Челнокова снизили из-за их близости к охранной зоне Херсонеса.
Но, чтобы сохранить запланированную выручку от проекта почти в 2,5 миллиарда рублей, было увеличено количество домов. Так, пятнадцать пятиэтажек решили втиснуть на территорию в 3,26 гектара — по 2,2 тысячи квадратных метров на каждый дом. Тесновато.
Большинство будущих постояльцев из своих окон будут смотреть на тесный двор-колодец и следить за личной жизнью соседей из зданий напротив. Отведенной площади для потенциальных приобретателей 485 квартир не хватит ни на парковки, ни на детскую площадку, ни на клумбы. Такая застройка тоже законна, по всей видимости считает Овсянников. А его подчиненный Александр Моложавенко дал согласие на застройку без каких-либо социальных обременений, которых добивалось даже столь критикуемые подчиненные Меняйло.
Законным новое правительство посчитало даже возведение двух высоток посреди реликтового леса в урочище Ласпи.
«Прокуратура же те два дома не отстояла в суде, — оправдывается Овсянников. — Мы не можем не ввести [в эксплуатацию] эти дома, если они для цели рекреации».
Врио имеет в виду перепрофилирование этих зданий под пансионаты — именно такое назначение правительственный Севреестр указал в кадастровой карте в начале этого месяца, несмотря на то, что эти земли давно признаны той же прокуратурой лесными.
Надежды врио на «рекреацию» звучат смешно — лебедевский «Парангон» в открытую анонсировал своим покупателям ввод в эксплуатацию «апартаментов». По словам представителей фирмы, в скором времени будут получены разрешения на застройку урочища другими многоэтажными зданиями. Они предлагают потенциальным клиентам заключить договор паевого строительства на новый комплекс апартаментов.Депутаты смирились и с этим: в разговоре с журналистами Горелов констатировал, что использование этих высоток в качестве пансионатов «можно считать минимальным ущербом, который мы можем принять».
Между тем Овсянников анонсировал новые стройки — еще более масштабные. В ходе презентации стратегии стратегического развития Севастополя до 2030 года врио призвал переходить от точечной застройки к строительству целых жилищных комплексов. Первый такой комплекс будет строиться на Стрелецком холме рядом с главным корпусом СевГУ, говорит градоначальник.
Но тут вмешалось Минобороны. Командующий ЧФ Александр Витко, выступая по итогам презентации врио, заявил, что у военных свои виды на земли города.
«Прошу, выполняя стратегию социально-экономического развития Севастополя, внимательно относиться к землям Минобороны. Например, после отказа от проекта у горы Гасфорта, на Стрелецком холме мы рассматривали вариант строительства парка «Патриот»».
Это не единственное столкновение интересов правительства Севастополя и флота. В прошлом году Минобороны уже увело из-под носа Овсянникова Банковскую академию и помешало планам застройки центра города.
В конце прошлого года Овсянников объявил, что на месте 24-го и 54-го военных заводов (в самом центре города, рядом с памятником «Солдату и Матросу») планируется возведение новых жилых кварталов.
Витко с таким положением вещей не согласен: военным тоже необходимо жилье на этих землях. При этом приступить к демонтажу заводов он не может, так как правительство «создает препоны».
«Мы строим и будем строить жилье для военных не на куличках, а ближе к центру города, — говорит Витко. — Считаю, что военнослужащие не должны быть ущемлены в местах проживания. Они не хуже инвесторов и бизнесменов, которые имеют право жить в центре, а военные якобы не имеют.
Вы строите планы, отодвигаете решение вопросов по регистрации земли или еще какие-то препоны — я не могу вступить в работу на тех землях, это переносится на долгое время из-за согласования, отфутболивания решений наверх-вниз. Например, 24-й, 54-й завод: мягко говоря, я мог вчера приступить к их демонтажу, но до сих пор не могу».
Кажется, в этой новой депутатской тишине помешать свадебному вальсу Овсянникова с Лебедевым и Кабановым могут только военные. Но севастопольцам, которым душно от нехватки общественных пространств, не важно, кто победит. Какая разница, кто и под какими лозунгами загромоздит бетоном очередной кусок Севастополя: все это уже было и при Украине, считавшей город-герой своим курортным захолустьем. Мечты о Севастополе как о духовном и инновационном центре России стиснуты коробками апартаментов.