В «Артеке» сносят кипарисы и пилят деревья на набережных

27-04-2017 16:27:36
Автор: Татьяна Никитина
Бурное строительство в лагерях «Артека» уничтожило десятки деревьев, среди которых есть и краснокнижные. Жители Гурзуфа пишут жалобы в Минэкологии, администрация лагеря уверяет, что на каждое дерево есть порубочный билет, а парки, находящиеся в плачевном

В конце февраля в сети появился видеоролик, снятый из окна автомобиля, едущего по набережной одного из лагерей «Артека». Кадры запечатлели массивные пни свежеспиленных деревьев.

Еще одно видео обнародовали в апреле 2017 года. В лагере «Кипарисном» пилят аллею, возраст которой — десятки лет.

Деревья снесли для того, чтобы построить здесь стену, которая с недавних пор окружает лагерь по периметру.

«Они хотели бы поставить стену на границе земель поселка Гурзуф и «Кипарисного», но это им не удалось. Дело в том, что в этом месте, когда строили улицу Ленинградскую, ее уровень насыпали, она возвышается над уровнем территории «Артека». И тротуар, по которому ходят люди, нависает над склоном на консолях. Поэтому, чтобы поставить здесь стену, им приходится пилить вековые деревья», — рассказывают гурзуфские общественники.

По словам активистов, в Минэкологии им сообщили, что «Артек» получил разрешение на вырубку 118 деревьев. Взамен лагерь должен посадить новые по коэффициенту 1,2. То есть в «Кипарисном» должно появиться на 20% больше растительности, чем было спилено.

Однако существует и вариант денежной компенсации. «Артек» делает, что хочет, — считают жители Гурзуфа, — а государство просто перекладывает деньги из одного своего кармана в другой».

По их словам, в глубине «Кипарисного» пилят старые кедры. Но зафиксировать факт гурзуфцам не удалось: на территорию их не пускают. 

Видео 1. Массивные пни свежеспиленных деревьев

Под горой Аю-Даг несколько недель назад были спилены массивные сосны. Увидев пни, общественники решили заявить в Минэкологии — на всякий случай, так как определить принадлежность вида к краснокнижным им, как неспециалистам, по пням не удалось.

«Проверка приехала, — рассказывает «Примечаниям» сопредседатель общественного движения «Крым наш» Игорь Барышников. —

По соснам нарушений не нашли, но обнаружили семь свежих пней можжевельника — он тоже в красной книге. «Артек» пеняет на подрядчиков, те друг на друга, пока найти виновных не удалось. Но нас заверили, что наказание по этому случаю будет».

Общественники сожалеют, что им не удалось зафиксировать факт вырубки самосевной рощи фисташки туполистной, растущей на Гуровских камнях. Это растение также занесено в Красную книгу.

«Это была территория поселка, — поясняет Барышников. — На ней, в отличие от территории «Артека», деревья никто никогда не считал. Четких фотографий, на которых была бы видна роща, не сохранилось. Пни сразу выкорчевали. Поэтому в факт существования рощи не поверит ни один суд».

Руководство «Артека» уверяет, что на каждое снесенное в лагере дерево у рабочих есть порубочный билет. В детском центре есть проект компенсационного озеленения. Им занимается специально созданное управление по содержанию и развитию рекреационного ландшафта МДЦ «Артек», которым руководит ландшафтный архитектор Анатолий Анненков, создатель парка санатория «Айвазовский» в Партените.

«До «Айвазовского» он 18 лет отработал в Никитском ботаническом саду, курировал несколько проектов на Лазурном берегу Франции», - рассказывал «Примечаниям» директор «Артека» Алексей Каспржак в январе этого года.

Парки составляют примерно половину всей территории центра и занимают около 100 га. На территории лагеря находится пять парков-памятников, ландшафт которых охраняется государством. Но за последние 20 лет, считает директор «Артека», лагерь превратился из парка в лес.

Осенью 2014 года его территорию начали расчищать от кустарникового полога, сушняка и поросли. Ревизия растительности показала, что многие деревья находятся в плачевном состоянии, требуют лечения и формирования крон.

Если делать компенсационные посадки по каждому снесенному растению, говорят в «Артеке», скоро деревья будет попросту некуда сажать.

«В местном законодательстве на одно снесенное дерево или куст должно приходится 1,2 нового, — комментирует ситуацию с вырубкой Алексей Каспржак. — "Артек" превратился за последние 20 лет фактически из парка в лес. Теперь мы постепенно возвращаемся к парку, поэтому на нашей земле мало где можно заниматься такого вида благоустройством [высадкой деревьев]. Есть умные законы, которые предполагают возможность в компенсационном озеленении заниматься не только деревьями, но и руслами рек, запрудами. У нас четыре реки проходят через территорию. Они все не оформлены. Будем просить Минэкологии Крыма, чтобы мы в плане компенсации занимались работами такого рода».

Сегодня в парках «Артека» работает практически в два раза больше специалистов, чем в 2013 году. «В декабре 2016 года в «Артеке» открылась «Школа садовников» МГУ. Специальную двухгодичную программу повышения квалификации проходят 10 слушателей — сотрудников управления по содержанию и развитию рекреационного ландшафта. Московские и крымские учёные преподают почвоведение, агрохимию, биологию почв, экологию и генетику растений, плодоводство, дендрологию. По окончании «Школы садовников» выпускники получат дипломы повышения квалификации МГУ», — сообщает пресс-служба центра.

Видео 2. В лагере «Кипарисном» пилят аллею, которой десятки лет

За парками «Артека» неустанно ухаживают: обрабатывают растения от болезней и вредителей, проводят санитарную, формирующую и омолаживающую обрезку, топиарную стрижку. Садовники ухаживают за газонами, устраивают цветники, следят за малыми архитектурными формами и вазонами.

«Продолжаются работы по сохранению редких пород деревьев, среди них болотные кипарисы в парке Гартвиса. Одним из уже реализованных проектов стало буквально спасение секвойядендрона гигантского, который артековцы называют «деревом желаний» в парке комплекса «Горный». Следующими станут два можжевельника косточкового, посаженные еще Николаем фон Гартвисом в середине XIX века и являющиеся уникальными для Крыма экземплярами, которых нет в коллекциях других парков полуострова. А во время проектирования новых зданий в комплексе «Прибрежный» пришлось даже изменить проект одного из зданий, чтобы сохранить еще одно очень редкое для Крыма дерево — метасеквойю глиптостробовидную», — рассказывают в «Артеке».

Что касается набережной, то на ней, по словам Анненкова, провели омоложение растительности. Она была засажена тамариксом — растением, устойчивым к морской соли. Деревья были посажены десятки лет назад, и их стволы уже отжили свое — внутри были все гнилые. Поэтому их обрезали, а мощная корневая система теперь даст молодую поросль, которую сформируют в кроны. На будущий год между тамариксами планируется посадить сосны и кедры.

«Люди всегда очень болезненно воспринимают обрезку и снос деревьев, но архитекторы и дизайнеры понимают, что это необходимо, — говорит Анатолий Анненков. — Растения — живые организмы. Они растут, увеличиваются в объеме, появляется самосев. Если не проводить чистку и омоложение, то, в конце концов, парки превратятся в непроходимые и непроглядные заросли, бессмысленную чащу, засоренную порослью и самосевом».

К разработке ландшафта лагеря в «Артеке» привлекают детей. С 2016 года в МДЦ действует секция ландшафтного дизайна.

«Архитекторы стремятся к тому, чтобы в будущем парки стали не только частью инфраструктуры лагеря, но и образовательной средой, в том числе, и для детей Гурзуфа, которые учатся в артековской школе или смогут побывать здесь в рамках экскурсионных программ и других образовательных проектов», - ответили «Примечаниям» в «Артеке».


Показать полную версию новости на сайте