На прошлой неделе правительство Овсянникова утвердило регламент градостроительных нормативов. Врио губернатора и глава департамента архитектуры заявили: документ создан в интересах горожан и станет основой для приведения застройки в русло закона. Но когда читаешь регламент, волосы встают дыбом, ведь именно закон привели в русло застройки, а не наоборот. Вакханалия, которую мы наблюдаем сегодня — пустяк на фоне грядущего произвола.
Создание регламента было с самого начала покрыто пеленой таинственности и келейности. Каких-либо данных о ходе его создания и содержании фактически не было. Единственный протокол заседания градсовета №14 от 15 декабря 2016 года, где упоминалась работа над этим документом, появился в открытом доступе только 25 марта 2017 года — спустя три месяца. А сам текст документа, вопреки требованиям закона, общественность смогла увидеть только 20 апреля, когда он уже был утвержден.
«Новое строительство должно изначально строиться по принципу максимального учета облика города, максимального учета социальной, зеленой инфраструктуры. Это мы гарантируем, это уже от нас зависит», — заявил врио губернатора Дмитрий Овсянников в ходе отчета перед заксобранием. Заявил он и о некой уникальной жесткости местного регламента к параметрам застройки.
«Данный документ будет использоваться для разработки документов территориального планирования, проектов планировки и межевания, а также для разработки рабочей документации, — вторил ему глава департамента архитектуры. — В целях обеспечения минимальных значений обеспеченности объектами соцкультуры, детскими садами, школами, транспортной инфраструктурой, и с указанием предельного расстояния от этих объектов до жилья. Это поможет создавать комфортные условия для жизни севастопольцев и пространственно развивать Севастополь», — рассуждал Александр Моложавенко.
Однако при знакомстве с нормативными требованиями федерального Свода правил СП 42.13330-2011 «Градостроительство. Планировочные решения городских и сельских населенных пунктов» выясняется: и Овсянников, и Моложавенко, в чьем департаменте был разработан регламент — лукавят.
Так, пункт 9.4 федерального СП гласит: «Площадь территории парков, садов и скверов следует принимать не менее, га: городских парков — 15; парков планировочных районов — 10; садов жилых районов — 3; скверов — 0,5».
В севастопольском «Регламенте» в пункте 3.5.1.12 правительство посчитало, что жителей города удовлетворят куда более скромные площади: 10, 5, 2 и 0,15 га соответственно.
При этом видно, что в спешке и по невнимательности уже в пунктах 3.5.2.2 и 3.5.2.10 приведены совершенно другие цифры, скопированные из федерального Свода правил СП 42.13330-2011.
Точно таким же образом разработчики севастопольского градостроительного регламента отнеслись к плотности заселения жилых районов. Допустимое количество жителей на гектар жилой застройки почти в два раза превышает федеральные нормы.
Из федерального Свода правил Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений СП 42.13330-2011
Для территории застройки 4- 8-этажными жилыми зданиями федеральные нормы ограничивают количество населения на уровне 125 человек на гектар. А севастопольский «жесткий» регламент разрешает 186-216 человек.
«Свое видение» у разработчиков севастопольских градостроительных норм и в части типов застройки.
По сравнению с Градостроительным Кодексом РФ, из описываемых типов зон полностью исчезло упоминание и выделение в отдельный тип застройки индивидуального жилищного строительства — с автоматически накладываемым на него ограничением этажности до 3-х этажей и назначением только для проживания одной семьи.
Типы застройки по федеральному законодательству
Типы застройки из Регламента «Нормативы градостроительного проектирования города Севастополь».
Такая вроде бы «невинная» игра слов создает лазейку для легализации уже построенных на земельных участках для ИЖС многоквартирных домов. О целом жилом комплексе из 8 зданий в Казачьей бухте и многочисленные «двухуровневые апартаменты» и «квартиры-студии» «Примечания» уже писали.
А заодно эта игра слов облегчает получение уже официальных разрешений на строительство многоквартирных домов на участках для ИЖС уже в ближайшем будущем.
Еще одна «лазейка» совершенно четко просматривается в сроках начала действия градостроительного регламента Севастополя: 10 дней со дня публикации. Дата публикации регламента - 20 апреля, а на 24-е были назначены слушания по «инвестиционному проекту» застройки ул. Токарева компаниями Кабанова. Так и не узаконенное для строительной области Севастополя понятие «инвестиционный проект» позволяет отдавать значительные участки земли приближенным к власти «девелоперам» в обход обязательных аукционов, торгов и требований к комплексной застройке, установленным Градостроительным кодексом РФ.
Десятидневная пауза на ввод градостроительного регламента вполне позволяет правительству Севастополя завершить подписание инвестиционного контракта с «Интерстроем».
Такая спешка вполне обоснована: ведь и по федеральному СП, и по региональному регламенту «Интерстрою» в планируемом районе на 3200 жителей придется возвести детсад на 576 мест и аналогичной вместимости школу. А это совершенно не входит в планы Кабанова.
Застройщик рассчитывал отделаться частным садиком на 180 мест, списав оставшуюся потребность в местах для дошкольников и школьников на то, что в радиусе 1,5-2 километров есть еще детсады и школы (давно переполненные). А регламенты требуют 180 детских мест на каждую 1000 населения, из них 100 мест — на каждую тысячу человек непосредственно в месте их проживания.
На этом фоне уже не кажется странным, что в утвержденном севастопольском регламенте градостроительства полностью отсутствуют требования к площади озеленения придомовых территорий.
Нет в нем и требований к двухкратному по высоте разрыву между зданиями для сейсмичных районов из федерального Свода правил 42.13330.
Не прописаны в нем и охранные зоны.
Не прописаны и правила застройки территорий с историко-культурными памятниками, природных объектов и территорий - как того требует Градостроительный Кодекс РФ.
Зато в севастопольском регламенте градостроительства эксклюзивное законодательное обоснование своих требований на земли города Севастополя получает РПЦ:
«Из Регламента «Нормативы градостроительного проектирования города Севастополь».
Теперь в Севастополе объекты РПЦ должны в обязательном порядке размещаться на расстоянии не более 2-3 км друг от друга, на расстоянии 20-30 минут хода от самого удаленного жилья. А город из своих средств должен обустроить к ним подходы и подъезды.
Таким образом, православная церковь нанесла решительный законодательный удар по возможным протестам населения из-за застройки храмами каждого свободного от многоэтажек клочка земли.
И нынешнее правительство города совершенно четко определило для себя, в какую сторону будет формироваться состав и облик населения города. Ибо согласно тому же регламенту детские библиотеки — должны располагаться в 20 минутной езды от дома, в Севастополе это около 15 км.
Возможно, «законодательный дар» РПЦ от правительства — не только попытка смягчить страшный суд на небесах, но и желание обеспечить административную поддержку Дмитрию Овсянникову духовенства на ближайших выборах. Потому что авторитет врио губернатора и нового правительства в целом стремительно падает — на фоне массового распада в ЖКХ, в медицине и образовании, на фоне беззастенчивой раздачи земель Севастополя местным олигархам.
Подобного требования по минимальной плотности застройки объектами одной из религиозных конфессий не удалось найти ни в одном из градостроительных регламентов субъектов РФ.
Мало того, он откровенно попирает Конституцию РФ, устанавливающую равные права адептов разных религий и неверующих.
И само собой данный факт установления необоснованных законодательных преимуществ РПЦ в многорелигиозном Крыму с большой вероятностью будет поднят и красочно расписан как «доброжелателями» из-за перешейка, так и западными СМИ и политиками как яркий образец ущемления мусульманства и крымско-татарского населения.
Количеством храмов и позолотой крестов проблемы города не решаются
Однако это, по всей видимости, мало волнует как непосредственных авторов севастопольского градостроительного регламента, включая Дмитрия Овсянникова, так и реальных заказчиков кулуарного принятия этого норматива.
За громкими и красивыми словами врио губернатора и главы департамента архитектуры о законности и заботе о горожанах снова обнаружились интересы крапленой колоды одиозных девелоперов и частные интересы чиновников.
Севастополь все быстрее превращается в город лжи и узаконенного произвола.