Севастополец Арсений два года назад купил в Краснодаре новенький автомобиль Kia. Первые два ТО он проходил на сервисе компании «Таврия-Авто» в Севастополе, на сайте которой указано, что она обслуживает автомобили этой марки.
Позже молодой человек перебрался в Краснодар и на третье ТО поехал уже к официальному дилеру, где ему сообщили, что его автомобиль «слетел с гарантии».
«Мне сказали, что предыдущие ТО недействительны, так как в сервисной книжке нет дилерской печати и в электронной базе информации тоже нет. При этом за ТО в Крыму я платил 10-12 тысяч рублей, а в Краснодаре аналогичные работы стоят 6100 рублей», — рассказывает он.
Арсений считает, что его обманула именно крымская компания, не предупредившая, что с гарантией могут быть проблемы. Однако нарушает законодательство РФ не «Таврия-Авто», а краснодарский дилер.
«Действительно, из-за санкций мы не имеем доступа к электронной сервисной книжке Kia, где хранятся данные об обслуживании конкретного автомобиля. Но в бумажную книжку мы проставляем все необходимые печати», — пояснили в «Таврии-Авто».
По словам представителя компании, в украинские времена автовладельцы действительно должны были посещать только фирменные СТО, чтобы не лишится права воспользоваться гарантией. Но в России все не так.
«По законам Российской Федерации техническое обслуживание автомобиля, находящегося на гарантии, может проводить любая сервисная станция. При этом владельцы автомобиля могут использовать любые расходные материалы — фильтры, масла, колодки, характеристики которых соответствуют рекомендуемым производителем», — поясняют специалисты.
Если возникает гарантийная ситуация, владелец должен обратиться непосредственно к продавцу, на его дилерское СТО.
«Сейчас Крым под санкциями, поэтому официальных дилерских станций европейских, японских и корейских автомобилей на полуострове нет. Все работают по негласным договоренностям с российскими дилерами. Все гарантийные вопросы автодилеры в Крыму решают в частном порядке. Если автомобиль куплен на материке, владелец должен обращаться непосредственно в салон, к продавцу. И обслуживание на крымском сервисе, имеющем необходимые документы, не может быть препятствием для осуществления гарантийных обязательств», — говорят в сервисе.
Действительно, многие российские авторитейлеры стараются привязать своих клиентов к официальным дилерским центрам, прописывая в договорах купли-продажи и гарантийных обязательствах различные условия — к примеру, запрет на обслуживание на сторонних СТО. Это напрямую противоречит закону о защите прав потребителей, так как приобретение автомобиля в таком случае обуславливает обязательное приобретение услуг по его обслуживанию. А навязывать что-то либо покупателю по закону нельзя.
Автопродавцы любят добавлять пункт о запрете установки дополнительного оборудования — сигнализации, магнитолы — вне официальных дилерских центров. Это тоже незаконно:
отказывая в гарантии, дилер должен доказать причинно-следственную связь между поломкой и фактом установки дополнительного оборудования.
И даже если такая причинно-следственная связь будет установлена, владельцу могут отказать в устранении конкретной неисправности, но не в гарантии в целом. К примеру, если в результате установки сигнализации в автомобиле перестала работать проводка, то дилер может отказаться менять ее за свой счет, доказав факт порчи неквалифицированными действиями установщика. Но если позже у автомобиля возникнут проблемы с ходовой, ее будут обязаны отремонтировать по гарантии.
«Условия, противоречащие закону, признаются недействительными, — говорят юристы. — В подавляющем большинстве случаев дилер знает о неправомерности подобных положений, однако сознательно включает их в договор. Расчет здесь делается на невысокий уровень правовой грамотности клиента. Предполагается, что при прочтении договора у потребителя даже и мысли не должно возникнуть, чтобы обслуживаться в другом сервисном центре, на стороне установить сигнализацию и магнитолу или приехать на ТО со своими расходными материалами».
Включение в договор купли-продажи подобных пунктов содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 статьи 14.8 КоАП РФ: включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя.
В целом, российское законодательство не содержит таких понятий как «утеря права на гарантийное обслуживание» или «снятие с гарантии». Максимум, чего вас могут лишить, — дополнительной гарантии от производителя.
По закону о защите прав потребителей автомобиль должен прослужить вам не менее двух лет. Все расширения — пробег и увеличения сроков гарантии на конкретные узлы — это инициатива автодилера, которая никак не оговорена законом. Но даже если вам отказывают в этой дополнительной гарантии, продавец должен свои действия письменно обосновать.
Часто в договорах пишут, что под гарантию подпадают только те неисправности, которые возникли по вине изготовителя. Это тоже манипуляция. Продавец вправе отказать в устранении конкретного дефекта, если он будет признан негарантийным.
При этом ему придется доказать, что дефект возник в результате неправильной эксплуатации транспортного средства, действий третьих лиц или влияний обстоятельств непреодолимой силы. Пока таких доказательств нет, отказать в гарантии продавец права не имеет. Все экспертные заключения по автомобилю, находящемуся на гарантии, дилер обязан делать за свой счет.