18 мая в шесть утра в севастопольский дельфинарий проникли шесть неизвестных лиц кавказской национальности в черной форме без опознавательных знаков. Они вскрыли замок и представились сторожами севастопольского ООО «Страна дельфиния», 85% которой в прошлом году выкупил Беляков. Сотрудники фирмы, владеющей морскими животными — ООО «Биологическая станция» — нажали тревожную кнопку и вызвали охрану, но кавказцы на территорию дельфинария ее не пустили. Вызванный наряд полиции припарковал патрульную машину у входа в дельфинарий и вяло наблюдал за происходящим.
К восьми утра к дельфинарию подошли тренеры дельфинов из «Биостанции», но бородатые «сторожа» их также не пустили. Сотрудники дельфинария говорят, что из-за этого фильтрующие насосы, которые очищают воду в бассейнах для морских животных, «практически вышли из строя». По его словам, сотрудников начали пускать только в начале десятого, но далеко не всех.
Все это время территорию вокруг дельфинария патрулировали такие же бородатые молодчики в одинаковой форме. Часть из них сидела в соседнем кафе «Золотое руно», принадлежащем «Стране дельфинии». Всего бородатый резерв насчитывал порядка двадцати человек.
Адвокату «Биостанции» Алексею Кожухарю «сторожа» представиться отказались, и документов, на основании которых они там находятся, не предоставили. На территорию дельфинария его не впустили, оттолкнув и нецензурно выругавшись. Он посчитал такие действия незаконными, и поехал в полицию писать заявление.
Напомним, что конфликт вокруг дельфинария в Севастополе продолжается с осени 2016 года. Он начался, когда собственники дельфинов из ООО «Биологическая станция» выяснили, что их давний партнер и арендатор участка городской набережной, на которой находится заведение, Юрий Шилюк продал 85% своей компании ООО «Страна дельфиния» владельцу московского дельфинария, экс-директору Ижевского цирка Сергею Белякову, а правительство Севастополя фактически подыгрывает последнему. Собственники местных дельфинов потребовали от правительства Дмитрия Овсянникова заключить договор об аренде дельфинария с ними, но получили слабо мотивированный отказ. После чего команда Овсянникова объявила им ультиматум: либо они продаются Белякову, либо входят в состав правительственного ГУПа, либо убираются из дельфинария, в который за 15 лет вложили сотни тысяч долларов, на все четыре стороны. «Биостанция» сначала отказалась, потом решила стать частью ГУПа, потом стала жаловаться, что ГУП, присвоив выручку, плохо кормит дельфинов, потом стала торговаться с Беляковым.
Всех обстоятельств торга ни одна из сторон перед СМИ не раскрывает, надеясь достичь своих целей закулисно. При этом «Биостанция», когда торг обостряется, пытается привлечь на свою сторону местные СМИ, которые в 2013 году помогли ей отбиться от другого рейдера — одесского депутата-дельфиновладельца Даниила Кисловского — мобилизовав на защиту севастопольских дельфинов общественность.
Сегодня директор ООО «Страна дельфиния» Валерия Макаровская сообщила «Примечаниям», что на основании ряда договоров фирма Белякова считает себя законным арендатором принадлежащего городу участка набережной и платит за это в бюджет Севастополя 1,5 млн рублей в месяц, хотя прибыли от деятельности дельфинария не получает.
Научный руководитель «Биологической станции» Александр Жбанов в свою очередь говорит, что пока они платить не могут, потому что после договорных отношений с ГУПом остались без денег, а сезон только начался и заработать они еще не успели. По его словам, «Биологическая станция» не отказывается платить свою долю аренды территории и коммунальные услуги.
Директор «Страны дельфинии» утверждает, что прибывшие в дельфинарий кавказцы — это сторожа, которых они приняли на работу, а в таком большом количестве они здесь потому, что будут проводить субботник.
Макаровская сообщила, что они готовы пойти на «невероятные» условия: кормить морских животных, платить зарплату сотрудниками «Биостанции». То есть, полностью содержать дельфинарий. Но с условием, что весь сезон представления будут проходить бесплатно, пока в судебных разбирательствах не будет поставлена точка. Она твердит, что их предприятие хочет договориться с «Биологической станцией».
Юрист «Страны дельфинии» Зоя Фролова сообщила, что если договоренность не будет достигнута, то они привезут новую труппу дельфинов и тренеров из Питера. Учредителями «дельфинии» планируется вложение крупных денежных средств. «Здесь будет не просто представление, здесь еще будет и световое шоу», — сообщила юрист. Макаровская подтвердила, что если договоренность не будет достигнута, то они привезут свою труппу с готовой программой представлений.
Тут надо пояснить одну важную вещь.
Новые владельцы могли бы давно изгнать «Биостанцию» и завезти других морских животных с тренерами — благо и то, и другое у Сергея Белякова есть. Но мешает им в этом не столько опасение испортить губернаторскую предвыборную компанию земляку Белякова Овсянникову, сколько простой расчет. Перевозка животных вместе с морской водой недешева, а тренерам надо будет снимать жилье. Гораздо выгоднее заполучить местных дельфинов, которые привыкли работать с местными же тренерами. За это и идет торг.
Кстати, представительницы «Страны дельфинии» подтвердили слова своих оппонентов, что пока обещанная Беляковым реконструкция дельфинария за 300 млн рублей — это всего лишь туманно обрисованная перспектива без гарантий. Они говорят, что теоретически местные власти не против, и что «Дельфиния» начала разработку проекта. Но состоится ли реконструкция и когда, непонятно.
Юрист «Биостанции» сообщил, что на данный момент работа дельфинария заблокирована на неопределенный срок. Все представления сорваны. Он утверждает, что полиция своим невмешательством создала видимость законности действий «сторожей».
В связи с этим он написал заявление в службу собственной безопасности полиции Севастополя. По его словам, договор аренды у «Биостанции» действует, он не расторгнут. Он отметил, что все свои претензии к «Дельфинии» владельцы животных решают в суде.
Около двадцати бородачей, которые пришли якобы на субботник — все это напоминает практики девяностых. Чем закончится этот конфликт за место под солнцем в самом сердце Севастополя, неизвестно.