Миллионы коммунальщиков идут в обход ЕИРЦ

06-06-2017 08:40:13
Автор: Татьяна Никитина
Единый расчетный центр в Крыму на грани банкротства. Предприятие не получает субсидии и не зарабатывает на свои нужды. Источник близкий к министерству ЖКХ считает, что такой исход был предрешен: чиновники Совмина поняли, что заработать на ЕИРЦ не удастся,

В 1996 году в России появился общий платежный документ. Этот год можно считать началом работы ЕИРЦ – Единого информационно-расчетного центра. Принцип простой: все квитанции на одном листе бумаги. Не нужно оббивать двери кабинетов, чтобы заплатить за воду, газ, свет. Одна квитанция – один платеж в любом банке.

Однако в России ЕИРЦ вызывало и вызывает много вопросов. Люди жалуются на то, что тарифы рассчитываются с ошибками, появляются переплаты. Добиться ответов сложно — ЕИРЦ по сути представляет собой организацию над организациями.

В центре получают базу данных, работают с ней. Если есть претензии, в ЕИРЦ могут ответить, что разбираться не будут, и отправить в ресурсоснабжающую организацию.

На территории Крыма единый платежный документ появился с 1 июля 2016 года. На создание ЕИРЦ министерство ЖКХ РК выделило около 132 миллионов рублей субсидий. Все должно было заработать к середине 2016 года.

«Основная функция ЕИРЦ – это полное информационное сопровождение начислений за ЖКУ и ресурсы, - пояснял радио «Спутник в Крыму» министр ЖКХ Сергей Карпов. - По мере внедрения данного единого платежного документа в Крыму будут открываться абонентские отделы на местах».

Однако идею поддержали не все. В ресурсоснабжающих организациях Крыма заявили, что посредничество ЕИРЦ ведет их ежегодным многомиллионным убыткам. Так замминистра топлива и энергетики РК Дмитрий Кадетов сказал, что, поскольку услуги ЕИРЦ не входят в тариф, их оплата является прямыми расходами ГУП «Крымэнерго» и ГУП «Крымгазсети».

Тем не менее, до конца 2017 года все крымчане должны получить единый платежный документ от ЕИРЦ. Такое заявление сделал недавно гендиректор ГУП РК «КР ЕИРЦ» Денис Галахов, назначенный в начале 2017 года. В единую квитанцию должны вносить начисления за газ, вывоз мусора, воду, капремонт и другие.

Но пока крымчане платят за все по отдельности. Два года чиновники не могут прийти к соглашению с ресурсоснабжающими организациями: «Крымгазсети», «Крымэнерго», другие компании отказываются предоставлять базы данных.

Из-за этого единый платежный документ сейчас похож скорее на бесполезный клочок бумаги, чем квитанцию, упрощающую жизнь крымчанам.

Мы вам платежки, вы нам — миллионы

Единый информационный расчетный центр был создан на полуострове в декабре 2015 года. Согласно распоряжению Совета Министров Республики Крым от 03 декабря 2015 года № 1151-р, он должен собирать и актуализировать информацию, а затем обрабатывать ее. Однако до сих пор единую квитанцию у ЕИРЦ так и не получилось сформировать, а само предприятие находится на грани выживания.

«Сейчас предприятие близко к банкротству, — сообщил наш источник, близкий к министерству ЖКХ и ЕИРЦ на правах анонимности. — В платежке должно быть минимум три ресурсоснабжающие организации, иначе ЕИРЦ не эффективен. Но люди получают счета только за капремонт и, кое-где, за тепло. И все.

Насколько я знаю, в этом году дотации не предусмотрены. Это значит, что ЕИРЦ должен быть на самоокупаемости. Этого нет и близко».

Наш источник считает, что проблемы появились из-за интересов главы правительства РК Сергея Аксенова и его зама, министра внутренней политики информации и связи Дмитрия Полонского. Якобы, изначально Полонский хотел создать ЕИРЦ на базе некоего ООО. В этом случае миллионы рублей ежемесячно проходили бы через банковский счет компании, позволяя ей брать любые кредиты. Однако Полонскому помешали. Кто именно, источник не сообщает. В итоге появилось другое предприятие — ГУП РК «Крымтехнология». Эта компания обрабатывает информацию для ЕИРЦ, но деньги через нее не проходят.

ЕИРЦ передали из министерства информации в министерство ЖКХ, и с этого момента начались проблемы, утверждает наш источник. Все ресурсоснабжающие организации должны были предоставить свои базы данных, но это сделали только в «Теплокоммунэнерго». Остальные притворились глухими, слепыми и немыми.

«Все управляющие компании и ресурсоснабжающие организации, которые находятся в муниципальной и государственной собственности, обязаны предоставить расчетному центру базы данных, а также заключить с ними договора на обслуживание, - говорит наш источник. – Но к июню 2016 года у ЕИРЦ не было ничего, распоряжение Совмина компании не выполняли. Центр писал письма - все бесполезно. Руководители делали вид, будто о распоряжении слышат впервые».

«Я не имею к этому отношения, в этих утверждениях нет не единого слова правды, - заявил «Примечаниям» Дмитрий Полонский. - Уже наверное года два, а может быть и больше, вся история по созданию Единого информационно-расчетного центра передана в Министерство жилищно-коммунального хозяйства. Изначально при создании ЕИРЦ в Крыму наше министерство фигурировало исключительно как разработчик софта, программного обеспечения для его работы, и все, точка.

Естественно никакую организацию работы этого центра, а тем более финансовые воспросы, наше министерство бы на себя не брало», - пояснил Полонский.

Почему поставщики услуг населению не хотят работать через ЕИРЦ, вице-премьер посоветовал узнать в МинЖКХ. 

Ловкость рук и никакого мошенничества

Отдавать базы данных «ресурсники» не торопились. Им это не выгодно – появляется еще одно звено в цепочке от плательщика до организации.

Любопытно, что даже в ГУП РК «Вода Крыма», подведомственной организации министерства ЖКХ, базы данных не предоставляли. Наш источник уверен, что на это были свои причины. Когда в ЕИРЦ пытались выставить счета хотя бы по крохам, которые давали иногда «ресурсники», выяснялось, что тарифы насчитывается абы как. 

«У меня такое ощущение, что если бы выгрузились все, там хватило бы материалов на возбуждение уголовных дел. К примеру, «Крымэнерго». Они снимают показания 25 числа, а потом с 25 по 30 доначисляют по средним значениям. Соответственно, счета «Крымэнерго» получались примерно на 20% больше, чем у ЕИРЦ. Если бы они отдали все счета ЕИРЦ, «Крымэнерго» стало бы меньше зарабатывать», - говорит наш источник.

В «Крымэнерго» неофициально нам сообщили, что при едином платежном документе предприятие будет отдавать на несколько миллионов больше только за участие в системе ЕИРЦ (за услуги центра ресурсоснабжающие организации должны отдавать процент от начисленных сумм).

По сути, для них ЕИРЦ — это чужой карман, которому платить надо за то, что «ресурсники» могут делать сами намного дешевле. В других организациях, судя по всему, такое же отношение.

В предприятии «Крымгазсети» нам сказали, что ответить пока не готовы. Это выглядит несколько странно, поскольку по словам Дениса Галахова, нынешнего главы ЕИРЦ, с компанией подписаны документы, и вскоре люди получат в едином платежном документе сумму и за газ.

«Что касается добавления новых агентов, — заявил Галахов на днях, — сейчас заключаются договора с муниципальными управляющими компаниями. Поэтапно мы будем все это делать, одномоментно это не произойдет. Пока у нас только 15% управляющих компаний, не больше. Но до конца года мы планируем все компании включить в единый документ».

Наш источник в этом сомневается. По его мнению, ЕИРЦ не выгоден Совмину в том виде, в котором он есть сейчас. Сами «ресурсники» не хотят давать доступ к базам данных. Чиновники могли бы на них надавить, но они этого не делают, сознательно толкая предприятие к банкротству.

Напомним, что в конце 2016 года в СМИ бывшее руководство ЕИРЦ раскритиковали. Екатерину Казаченко, гендиректора центра с 2015 года, обвинили в саботировании работы. Особенно активно в ее адрес высказывался Анатолий Петров, руководитель АНО «ЖКХ-Контроль».

«И вот наступило это «время Ч»… — возмущался Петров в декабре 2016 года. — Получили люди квитанции, и этот информационный центр, оказывается, никого не проинформировал. Двойка сразу — неудовлетворительная работа. Новый министр (ЖКХ, Сергей Карпов. — Ред.), понятно, сразу же директора удалил с работы».

После увольнения Казаченко начались проверки ЕИРЦ. Финнадзор искал нарушения, пытаясь понять, куда были потрачены миллионы. По словам Казаченко, проверки недавно завершились, нарушения найдены не были.

В любом случае, работу ЕИРЦ нельзя назвать эффективной. За два года ничего не было сделано для того, чтобы крымчане начали получать единый платежный документ.И возможно, в том, что система не начала работать в Крыму, нет ничего страшного. Ведь ЕИРЦ — это и в самом деле дополнительное звено, которое усложняет работу.

Да, людям удобно платить за услуги в одном месте, но в случае неточности расчетов, доказать что-либо будет сложно: ЕИРЦ будут отправлять в ресурсоснабжающие организации, а те — назад в ЕИРЦ. Концов не найдешь.

К тому же при возникновении конфликтной ситуации может оказаться, что поставщик никакой квитанции не выставлял, а люди оплачивают квитанцию третьего лица. Договор между ресурсной компанией и ЕИРЦ выдают только по решению суда. То есть по факту конечный потребитель может так никогда и не узнать, сколько конкретно денег уходит из его кармана на оплату услуг таких посредников. Но зачем было тратить 132 бюджетных миллиона на подобные эксперименты?


Показать полную версию новости на сайте