Мальки осетра

07-06-2017 13:40:32
Автор: Антон Седнин
В украинские времена хаотичная застройка пожирала крымскую природу медленно, но неотвратимо. Строительство российских времен можно сравнить с саркомой: новые проекты быстры, масштабны, помпезны. За ними стоят большие деньги и админресурс. У местных жителе

Вчера в Гурзуфе состоялись публичные слушания по оценке воздействия на окружающую среду реконструкции лагеря Артек. Вопреки логике, призванное уменьшить возможный экологический вред мероприятие прошло спустя три года после начала самого строительства.

Доклад был коротким. В основном в нем шла речь о планируемых коммуникациях: водоводах, канализации, ливневке и глубоководном сбросе стоков. Потом начались прения. Гурзуфцы в очередной раз задали вопросы о наболевшем. Говорили про отобранную возможность ходить на пляж Гуровские камни. Про уничтоженные уникальные ландшафты и строительство на самом берегу моря. Про трехметровую стену, построенную вокруг Артека, из-за которой местные жители лишились последнего — вида на море.

Между стеной и домами на Ленинградской улице — единственном променаде, оставшемся в верхней части Гурзуфа — теперь не хватает и свежего воздуха. Бриз не попадает в этот узкий коридор, а большегрузные машины, везущие в Артек строительные материалы, не прекратили круглосуточное движение с наступлением курортного сезона, несмотря на распоряжение главы администрации Ялты Ростенко. 

Вспомнили гурзуфцы и о массовом спиле краснокнижных деревьев на Гуровских камнях. Согласно ответам разработчиков на нескольких гектарах распаханного склона, где уже сейчас забивают сваи под будущие строения, произрастало всего 200 единиц различных растений. Их нужно компенсировать, причем высадить на 20 процентов больше того, что срубили. Но, по словам артековских ландшафтных дизайнеров, сажать попросту некуда. Поэтому разработчики предложили альтернативный вариант: вместо деревьев они купят мальков черноморского осетра и выпустят их у берегов Гурзуфа.

Этот пассаж вызвал в зале оживленное возмущение. Вместо вполне осязаемых зеленых насаждений жителям поселка «впаривают» то, что невозможно ни увидеть, ни потрогать.

Из-за строительства нового лагеря в Артеке на самом берегу моря вода еще несколько лет будет мутной и непригодной для комфортного проживания чувствительной к экологической обстановки рыбы. Почему именно осетр? Зачем весь этот экологический пафос?

В конце концов, объявили голосование. Большинство выступило против проекта. Но сами участники слушаний признают: никакого юридического статуса их мнение не имеет. Артек как строил, так и будет строить.

Так выглядел пляж Гуровские камни в марте

Так он выглядит сейчас

В украинские времена хаотичная застройка по принципу «кто во что горазд» пожирала крымскую природу медленно, но неотвратимо. Строительство российских времен можно сравнить с молниеносной саркомой: новые проекты быстры, масштабны, помпезны. Их реализация никак не зависит от мнения местных жителей. Хотя прислушиваться к нему велит закон, поэтому местные власти снова и снова имитируют публичные слушания.

Расширяющийся Артек уничтожает среду обитания, к которой люди привыкли. Их возмущенные жалобы на новую реальность похожи на судорожные движения выброшенной на берег рыбы. Очевидно, жители Гурзуфа и есть те самые мальки осетра, которые будут вынуждены либо смириться с новой реальностью, либо покинуть насиженные места.

Последний раз черноморского осетра у крымских берегов видели в середине прошлого века. Но об этом жалеют разве что ученые. Нам, рядовым крымчанам, от его отсутствия ни холодно, ни жарко. Очевидно, что так же к жителям Гурзуфа относятся местные чиновники и заезжие менеджеры: вымрут так вымрут, главное — чтобы на бумаге вся эта социальная экология выглядела хорошо.


Показать полную версию новости на сайте