По словам экспертов, суда проекта 15310 необходимы российскому военно-морскому флоту для создания инфраструктуры в Арктике.
В настоящее время оба судна-кабелеукладчика находятся в сухом судостроительном доке на заводе «Залив» (с 2014 года принадлежит Зеленодольскому судостроительному заводу). По предварительным планам сдача «Волги» намечена на следующий год. «Вятка» же должна пополнить Военно-морской флот не ранее 2019 года.
«Учитывая размер и водоизмещение этих кораблей, было принято решение строить их на предприятии, имеющем непосредственный выход к морю, — рассказал директор по гособоронзаказу и военно-техническому сотрудничеству «Зеленодольского завода имени А.М. Горького» Сергей Руденко. — По Волге они бы, просто, не прошли».
При длине около 135 метров, водоизмещение судна проекта 15310 составляет более 10 тысяч тонн. Новейшие кабелеукладчики — это суда ледокольного типа. Они относятся к пятому ледовому классу, то есть могут самостоятельно ходить в разреженных однолетних арктических льдах при их толщине до 0,8 метра в зимне-весеннюю навигацию и до одного метра в летне-осеннюю. Бортовое оборудование «Волги» и «Вятки» позволяет в течении 50 суток с точностью до нескольких сантиметров укладывать оптоволоконные кабели, а также другое подводное оборудование.
«Волга» и "Вятка" — одни из самых «закрытых» кораблей в российском Военно-морском флоте, — рассказал военный историк Дмитрий Болтенков. — Об их строительстве и планах применения известно очень мало. В 1980-е годы данный класс судов строился для ВМФ Советского Союза на иностранных верфях. По своим характеристикам суда проекта 15310 — одни из лучших в мире в своем классе. Их ближайшие западные аналоги работают во льдах с большими ограничениями и при шторме сразу же прекращают прокладку кабеля. Тогда как для "Волги" и "Вятки" арктические моря со штормами — нормальная рабочая среда».
Как отметил главный редактор интернет-проекта Militaryrussia Дмитрий Корнев, сейчас российское военное ведомство активно создает инфраструктуру в Арктике. Но без современных систем связи и обмена информацией арктические базы и аэродромы окажутся в сложном положении.
«Организация систем связи в Арктике всегда была сопряжена с большими трудностями, — отметил эксперт. — Помимо возведения жилых построек, ангаров, взлетно-посадочных полос и радиолокаторов требуется проложить тысячи миль кабелей связи. Ведь радиосвязь в условиях арктических регионов, особенно на дальних расстояниях, работает весьма ненадежно. Но линии связи мало просто проложить. Их требуется обслуживать, а затем совершенствовать. И это все в экстремальных условиях арктических морей. Также в настоящее время Россия создает глобальную систему морского слежения. Эта работа известна под шифром "Гармония". "Волга" и "Вятка" могут принять участие в ее создании».
С начала 2010-х годов российское военное ведомство занимается формированием инфраструктуры в Арктике. За это время в регионе построено несколько военных баз, оснащенных средствами противовоздушной обороны и противокорабельными ракетами. Также восстановлено несколько построенных еще в советское время аэродромов. Российские военные корабли постоянно совершают плавания по Северному морскому пути.