Парк усмирения

13-07-2017 13:28:14
Автор: Антон Седнин
Дискуссия о Парке Примирения в Севастополе рискует вылиться в такой же скандал, как майские слушания по генплану. Федеральный проект реабилитации белых, продвигаемый РВИО и Минкультом, встретил резкий отпор у местных ветеранских организаций. Заксобрание н

Разбить в Севастополе парк в память о «Русском исходе» давно предлагал бывший народный мэр Алексей Чалый: именно здесь покидали родину остатки армии барона Врангеля и представители привилегированных классов царской России. Идею поддержали министр культуры Владимир Мединский, продвигавший установку памятных знаков Маннергейму и Колчаку в Петербурге, и Российское военно-историческое общество.

Парк и памятник (стелу с бойцами Белой и Красной армий у подножия и девушкой, символизирующей вечно живую Россию, на вершине) хотят разместить на улице Катерной. Это берег Карантинной бухты с видом на Херсонес. Таким образом, фигура изгнанного аристократа будет взирать на Владимирский собор, построенный в честь крестившегося здесь князя — праотца русской аристократии. Собор ныне отреставрирован, аристократия тоже, все логично.

Однако просоветски настроенные граждане, которых традиционно много в городе, выступают против примирения с белыми, напоминая об их жестокости в период Гражданской войны и о том, что белые боролись против вновь утраченной сегодня социальной справедливости. Чтобы купировать их недовольство, название «Парк Примирения», используемое РВИО и Минкультом, заменили на «Парк Единения России». Но это пока не помогает.

Сегодня на аппаратном совещании в правительстве Севастополя врио губернатора Дмитрий Овсянников поругался с депутатами. Когда он сообщил, что второй этап общественного обсуждения проекта «Парка единения России» в Артбухте пройдет на площадке заксобрания, депутаты Вячеслав Горелов и Александр Кулагин в резкой форме заявили, что не считают нужным продолжать обсуждение проекта, продвигаемого Минкультом и Военно-историческим обществом, поскольку «все и так понятно». Что именно им понятно, депутаты не уточнили. Овсянникову, которому явно не с руки повторять историю с генпланом, такая демонстративная закрытость не понравилась. Ах так, парировал он, ну тогда правительство проведет обсуждение без закса.

Эта перепалка стала эхом вчерашнего бурного обсуждения проекта в «Доме ветеранов» на Ленина. Там представители организаций «Дети войны», «Бессмертный полк», «Дети осажденного Севастополя», ветераны МВД, участники боевых действий, представители организации «Суть времени» и частные лица выступили с резкой критикой проекта. Изменение названия проекта они считают банальной подменой понятий, рассчитанной на простачков.

Глава  регионального отделения «Всероссийской общественной организации ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов» Иван Князюк пытался успокоить собравшихся. По его словам власти обещали поменять концепцию памятника и парка, чтобы не вызывать недовольства горожан. Поддержки у собравшихся это не нашло.

В зале нарастал гул голосов, понеслись гневные монологи. Примиряться и «объединяться» с «белыми» не хотел никто. «Да как мы можем с ними объединяться? Белые насиловали 200 севастопольских женщин», «Мой отец чапаевец, и как же подвиги защитников Севастополя? Этим памятником уничтожается память о ВОВ», «Этот памятник — мина замедленного действия, она может рвануть. Как черта не назови, в горшок его не засунешь», «Это раскол севастопольцев». Ряд высказываний были за гранью цензуры.

Обстановка была очень похожа на бурю, разразившуюся на публичных слушаниях по Генплану. Выступавшие говорили, что чиновники не понимают душу города и пытаются решить вопросы кулуарно, требовали публичных слушаний, изменения идеи памятника. Организаторы их  постоянно перебивали, особо активных противников «примирения» просили удалиться. Князюк уверял, что скоро в Севастополя прибудет архитектор парка и памятника Андрей Ковальчук и проект изменят. Ему не верили.  

Склокой воспользовались связанные с местными застройщиками севастопольские архитекторы, обиженные на правительство за то, что их не включили в работу по Генплану. Член союза архитекторов Григорий Григорьянц напомнил, что за минувшие 25 лет Севастополю «втюрили» 10 сомнительных памятников: гетману Сагайдачному, неудачный памятник Сенявину (он стоит на фоне стены памяти Второй Обороны Севастополя), проект несоразмерно большого памятника Потемкину на Приморском бульваре. Григорьянц считает, что памятник «Единению» должен быть или в Новгороде или в Москве, но не в Севастополе. Что на месте исхода надо ставить часовню «на крови», куда люди бы ходили, молились и ставили свечки. И вообще лучше построить новый мемориал защитникам Севастополя во время ВОВ, выдвинул спорное предложение он.

«Для памятника должно быть историческое обоснование, а так пора уже ставить памятник «Усмирения», — заявил местный архитектор.

В финале встречи все присутствующие проголосовали за отмену проекта и потребовали проведения открытых публичных слушаний.

Однако слушания с участием населения, по аналогии со слушаниями по генплану, власти проводить не планируют, сообщил «Примечаниям» в понедельник врио губернатора. Мнение народа в грядущих обсуждениях будут озвучивать общественники. «Мы готовы услышать мнение населения, если оно будет выражено через общественную организацию, чтобы это не превратилось в неконтролируемый процесс», — сказал Дмитрий Овсянников.

Градоначальнику не позавидуешь: он бы рад отложить спорные проекты до выборов, но и генплан, и Парк по сути спущены сверху, а воля федерального центра в любом случае останется приоритетом. Кроме того, благоустройство будущего парка будет выгодно подрядчикам департаментов капстроительства и городского хозяйства: госбюджет выделил на это 160 млн руб, финансирование идет и по линии РВИО.

Но, поскольку общественники уже высказались резко против проекта, а поддержавшее его заксобрание не желает ни участвовать в острой дискуссии, ни выступать в ней громоотводом — давно «побелевшим» российским чиновникам придется как-то утихомиривать все еще «красное» население города русской славы. 


Показать полную версию новости на сайте