В докладе правительства РФ сообщается, что на 1 апреля этого года доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет в среднем по стране составила 98,73%. По информации Кабмина, средняя наполняемость групп в дошкольных организациях составляет 25,3 человека, что практически является нормой.
Однако результаты мониторинга, проведенного экспертами Народного фронта, говорят о перегруженности детсадовских групп в ряде регионов страны. В мониторинге ОНФ приняли участие 500 воспитателей из 63 регионов. 15,5% из них заявили, что в их группе 30-39 воспитанников, 1,4% - 40-46 человек. Чрезмерное количество воспитанников в одной группе чаще всего встречается в детских садах Республики Башкортостан, в этом же регионе отмечено рекордное количество — 52 ребенка на группу.
Данные Росстата на 7 июня 2017 года также свидетельствуют о перегруженности групп в детсадах: в ряде регионов на 100 мест приходится более 100 детей. К примеру, в Чеченской Республике - 138, в Республике Адыгея - 132, в Тюменской области - 125, в Республике Тыва - 120, в Республике Дагестан - 119, в Республике Северная Осетия-Алания - 118, в г. Севастополь - 117, в Республике Башкортостан - 114, в Курской, Новосибирской областях и Кабардино-Балкарской Республике - по 113 детей и т. д.
«Мы видим, что для достижения необходимых показателей регионы вынуждены раз за разом принимать сомнительные меры: уплотнять группы, открывать неукомплектованные детские сады. В этих условиях говорить о доступности, которая бы не только учитывала всех детей, нуждающихся в дошкольном образовании, но и предусматривала наличие свободных мест, не приходится, хотя понятие «доступность» предполагает, что любая семья, желающая устроить ребенка в сад, может это сделать в положенное время», - отмечает Любовь Духанина, руководитель рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности», зампредседателя комитета Госдумы по образованию и науке.
Реальную доступность дошкольного образования снижают и другие факторы, уверены эксперты Народного фронта. Так, более 52% педагогов сообщили, что вынуждены регулярно приобретать на свои средства раздаточные, демонстрационные, дидактические материалы, материалы для творчества и игр, а 53% педагогов периодически просят об этом родителей. Половина опрошенных воспитателей сообщили, что детский сад, в котором они работают, не обеспечен развивающими игрушками, игровым оборудованием.
Результаты опроса также показали, что не все детские сады оборудованы групповыми помещениями и столовыми – об этом сообщили по 11% респондентов.
Более 37% воспитателей отметили, что их детский сад требует капитального ремонта, а 1% считает, что здание садика находится в аварийном состоянии, и только каждый десятый назвал состояние садика отличным. Эта информация подтверждается данными Росстата на апрель 2017 года, согласно которым 111 детсадов находятся в аварийном состоянии.
Опрос также показал, что не все детские сады обеспечены необходимыми специалистами. Только около 85% воспитателей сообщили, что в садике есть медсестра, около 71% отметили, что есть логопед, примерно 65% - психолог. При этом лишь около 8% респондентов указали, что с ними вместе работают такие специалисты, как музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, дефектолог, социальный педагог, хореограф. Более 8% сообщили, что в детсаде нет других специалистов, кроме воспитателей.
Активисты Народного фронта не раз указывали, что ликвидация очередей в детские сады - не единственное условие выполнения поручения президента об обеспечении 100-процентной доступности дошкольного образования.
Очевидно, что, если в детсад нет очереди, но он при этом не укомплектован кадрами, не имеет необходимого оборудования и достаточной предметно-развивающей базы или вовсе дожидается сноса из-за своей ветхости, это нельзя считать активом в выполнении «майского» указа.
Именно поэтому в протоколе заседания рабочей группы Комиссии при президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей было сказано о необходимости учета целого ряда параметров доступности дошкольного образования.
«Мы считаем, что поручение президента следует оставить на контроле и еще раз предлагаем правительству исходить в своих оценках его исполнения из объективной картины состояния дошкольного образования, а не только наличия мест в детсадах», - отметила Духанина.