Яна Гончарова возглавила МБОУ д/с «Аленушка» в селе Ароматное Белогорского района 17 февраля 2015 года. До этого момента она работала в Симферополе в детском саду-яслях №11 «Подснежник» в должности «воспитателя». Новая должность радости крымчанке не принесла.
Поначалу все складывалось неплохо. Яна пыталась наводить порядок, решать накопившиеся проблемы. Одна из них — выплата стимулирующих. Руководствовалась молодая заведующая методическими рекомендациями начальства: проще говоря, работала по инструкциям сверху. Как их толковать, по ее словам, никто не объяснял.
«На протяжении двух лет со стороны управления образования, молодежи и спорта администрации Белогорского района должной помощи не было, - объясняет Яна. - Я просила создавать круглые столы, оказывать различную помощь, в документах не всегда было просто разобраться. Мне отвечали отказом. Все локальные акты и нормативная документация составлялись самостоятельно с использованием законодательный базы Крыма и России».
Освободите место, срочноВ феврале 2017 года Яна попала в больницу. Срочная медицинская помощь, состояние, когда так тяжело, что не можешь встать с кровати. Через несколько дней ей сообщают: вас уволят. Якобы позвонили из управления образования от заведующей сектором дошкольного образования. Чиновница отдала распоряжение уволить Яну по устному требованию начальника управления образования Евгении Рябченко. И заявление о своем уходе руководитель садика должна была написать в течение дня, до 17:00.
«Я им сказала, что делать этого не буду, - говорит Яна. - Ответила, что нет законных оснований, что я нахожусь в тяжелом состоянии.
До этого был разговор, в котором мне объяснили, что мое увольнение — желание главы администрации Белогорского района, Галины Яношевны Перелович. В разговоре прозвучало, что если я не уволюсь, она не оставит меня в покое, пока не добьется своего. Мол, она хочет устроить на работу свою родственницу».
После того, как Яна Гончарова отказалась уходить из садика, и выяснилось: она почти два года начисляла стимулирующие по неправильной формуле. Сумма, полученная от отдела образования, делилась не на фактически набранное педагогами количество баллов, а на их максимально возможное количество. При таком методе расчета от фонда заработной платы неизбежно оставался остаток. Заведующая обратилась к бухгалтеру и спросила, что делать в этом случае. Ей сказали, что деньги можно распределить между сотрудниками, остатков быть не должно. Формулу расчета никто не исправлял. Всех все устраивало.
Через два года, по мнению Яны, настало время, когда место заведующей приглянулось кому-то из родственников или друзей главы администрации Белогорского района. В детский сад нагрянула проверка, обнаружившая нарушение. Возместить убытки решили просто — подать в суд на заведующую.
5 июня 2017 года суд постановил, что Яна теперь должна выплатить государству 950 тысяч рублей. Откуда их возьмет мать-одиночка, никого не волнует. Тем более что увольнение в таком ключе — это прямой путь на кассу магазина. Работу по специальности бывшая заведующая уже не найдет.
«Я не понимаю, чем они думают, - возмущается Яна. - Даже если бы я вдруг решила платить, как это делать? Откуда мне брать деньги? Меня увольняют так, что работать я уже не смогу, разве что продавщицей или еще кем-то».
Перешла дорогу не тому чиновникуГончарова подала апелляционную жалобу, обратилась в Верховный суд Крыма. Она намерена стоять до конца и уходить не собирается. По закону, уже в августе она будет уволена, если не добьется справедливости.
На стороне Яны — многие другие заведующие детских садов Белогорского района. Все жалуются на то, что помощи ждать неоткуда: руководителей оставляют один на один с запутанными законами.
«Пока ничего не хочу говорить, но шансы на успех есть, - объясняет нам на правах анонимности чиновник Симферопольского района, помогающий Гончаровой. - В Украине законодательство было одно на всех, а здесь все иначе. Есть внутренние локальные акты, из-за которых и происходят такие истории».
Поддерживают Гончарову и коллеги. Они также просят не называть их фамилии, боятся преследований со стороны администрации Белогорского района. Одна из них рассказывает, что столкнулась с похожей историей, когда «прокуратура заехала и решила на мне звездочку заработать».
«Мне удалось остаться в должности, - объясняет наша собеседница, директор образовательного учреждения, - но у Яны все сложнее. Она кому-то мешает очень сильно.
И что самое интересное: о том, что остатков от фонда заработной платы быть не должно, мы узнали только потому, что человека осудили на 950 тысяч рублей. Нам про это никто не говорил! Никакой помощи нет, никто не консультирует».
Получить комментарий у главы администрации Белогорского района Галины Перелович нам не удалось — она в отпуске. В приемной администрации района нам сказали, что заместитель, который курирует сферу образования, тоже в отпуске, а больше с журналистами никто не поговорит.
Министр образования, науки и молодежи Крыма Наталья Гончарова ответила «Примечаниям», что в курсе дела, но она пока тоже в отпуске. Министерством был направлен запрос в администрацию Белогорского района: возможно, ответ уже пришел, но она его не видела.
Личную неприязнь к себе Яна Гончарова объясняет тем, что во время блэкаута в 2014-2015 годах она отказалась за свои деньги обслуживать генератор.
По ее словам, глава администрации Белогорского района приказала ей запускать генераторы, а топливо и дополнительные детали Гончарова должна купить сама. На что? На деньги, которые ей выдали в качестве стимулирующих.
Тогда Гончарова сказала, что ничего делать не будет, пока ей не предоставят письменный приказ. С этого, по ее словам, конфликт и начался.
Заведующая детским садом в Ароматном верит, что победит. Но ее пример — наглядное доказательство того, как система ломает людей, которые ей мешают. В пищевой цепочке чиновников Белогорского района Яна далеко от львов и тигров. В администрации свои ошибки признавать точно не хотят. А вот уволить заведующую, плюс повесить на нее 950 тысяч рублей — это запросто. Отвечает тот, кто слабее. Таков закон чиновничьих джунглей.