В принятом Госдумой РФ законе речь идет, в первую очередь, о том, что отныне должники будут общаться с коллекторами не напрямую, а через Фонд защиты вкладчиков. В частности, коллекторы будут обязаны обращаться в фонд с запросом по тому или иному должнику, и уже через него вести переговоры о погашении задолженности. Если же человек своевременно подаст в фонд заявление об отказе сотрудничать с коллекторами, то они далее не имеют право беспокоить его и самостоятельно предъявлять такому заемщику требование о погашении задолженности.
Заемщики, в свою очередь, получат право на отсрочку или реструктуризацию долга. В некоторых случаях возможно полное списание задолженности, однако по каждому случаю решение будет приниматься индивидуально, пояснил парламентарий.
«Не допустить коллекторского беспредела – это главная задача, которые мы перед собой ставили. Зная, как ведут себя коллекторы в других регионах страны, мы должны были поставить перед ними законодательный заслон. И мы это сделали», — заявил Бахарев в эфире радио «Спутник в Крыму».
При этом федеральный закон не подразумевает повальное списание всех задолженностей, отметил парламентарий.
«С одной стороны мы признаем эти долги и понимаем, что их так или иначе надо отдавать. С другой стороны, мы понимаем, что для многих крымчан сегодня они являются неподъемными. Поэтому были разработаны алгоритмы для юридических и физических лиц», — рассказал парламентарий.
Для физических лиц он заключается в том, что Фонд защиты вкладчиков в каждом конкретном случае изучит все обстоятельства относительно возможности погашения долга. Если финансовые возможности не позволяют выплатить взятый в украинском банке кредит, то люди вправе обратиться с просьбой о реструктуризации или списании задолженности. Заявление необходимо подкрепить достаточными аргументами, например, если у заемщика в течение длительного периода времени отсутствует работа, он потерял бизнес или его финансовое положение не позволяет ему выплачивать долг.
«Автоматического списания долга не будет, во всяком случае, говорить об этом преждевременно. То есть принятый нами закон передает много полномочий Республике Крым. И сейчас крымский парламент должен подготовить в кратчайшие сроки законопроект, где будут прописаны все сроки и нормы. Мы приняли закон, который позволяет Крыму реализовать свое видение, что делать с этой задолженностью. Мы себе видим это так, что долги до пяти миллионов рублей могут быть списаны, если заемщик пройдет необходимую процедуру в Фонде защиты вкладчиков», — пояснил Бахарев.
Что касается юридических лиц, то алгоритм таков: из суммы задолженности, которая была зафиксирована по состоянию на 18 марта (2014 года – ред.), вычитаются все средства, размещенные на депозитах и текущих счетах этих лиц. И лишь остаток будет считаться долгом. Например, если у предпринимателя был кредит на пять миллионов рублей, при этом на депозите на тот момент у него «сгорели» три миллиона и на текущих счетах еще два, то этот долг обнуляется. Если же сумма кредита превышает размещенные на счетах деньги, то долгом отныне считается только эта разница, пояснил парламентарий.
Эти алгоритмы предусмотрены в федеральном законе, однако теперь в Крыму ждут принятие местного, который и урегулирует все нормативно-правовые аспекты и нюансы. А до тех пор требовать с крымчан погашения каких-либо долгов никто не имеет права.
«Пока никто и ничего не может с них требовать, это ключевое. Потому как теперь предметом регулировании погашения этой задолженности должен заниматься Фонд защиты вкладчиков на основании того закона, который примет крымский парламент. То есть не нужно никуда бежать, паниковать и торопить события. Сейчас люди ждут принятия субъектового закона, чтобы люди понимали, какой именно будет для них процедура», — подчеркнул Бахарев.