«Овсянникову постоянно приходится оправдываться»

01-08-2017 06:01:06
Автор: Татьяна Никитина
Вокруг годовщины пребывания Дмитрия Овсянникова у власти сохраняется аура легкой недосказанности. На носу выборы, а событие почти не осмыслено. «Примечания» с помощью федеральных и региональных экспертов пытаются заполнить этот вакуум.

Андрей Никифоров

Доцент кафедры политологии Крымского федерального университета, член Общественной палаты Крыма

У многих были надежды, связанные с приходом нового главы администрации вместо адмирала, — что это успокоит город, скинет ненужную политическую конфликтную пену. На мой взгляд, этого не произошло.

Все проблемы, которые существовали год назад, продолжают существовать. Прежде всего это плохое функционирование городского хозяйства, выполнение ФЦП. И политический конфликт не угас, потому что его природа — не в личности Сергея Меняйло или Алексея Чалого, а в природе самого севастопольского общества.

Особенность общественного самосознания в Севастополе — это достаточно завышенная самооценка при неопределенном статусе. Город все время в раздумьях: быть ему столбовой дворянкой или владычецей морскою.

Время от времени возникают очередные идеи о том, что город надо закрыть от внешнего посещения. Я не скажу, что прямо все рвались быть субъектом федерации, но чем-то отдельным быть хотелось.

Но происходит формирование этого статуса случайным перебором. Когда-то случайно Севастополь оказался единственным городом в составе Украины, в котором не избиралась исполнительная власть. Сейчас, по сути дела, тоже случайным перебором, Севастополь оказался субъектом РФ. Это не что-то такое хорошо продуманное, выстроенное и выстраданное, а нечто свалившееся. И не общество, по большому счету, этого добилось. Я не имею в виду переход в РФ — тут как раз вопросов никаких.

И получается, что градоначальнику все время надо пытаться соответствовать образу, который неясен и случаен. Меняйло не вписался. В этом плане у Овсянникова есть свои несомненные плюсы. Это и более модернизированная внешность, имидж. И его связи в федеральном центре. Но это будет работать тем успешнее, чем лучше Севастополь поймет, что ему нужно.

Овсянникову надо понять Севастополь, Севастополю надо понять себя. Такой дискуссии в городе нет, а, на мой взгляд, она не была бы праздной. Отсутствие некой модели, по которой все это сообщество (а это конечно очень любопытный, уникальный социум) должно идти, — это опасная штука. Вектора развития не задается.

Обречен ли на провал в такой ситуации Овсянников? Смотря что считать провалом. Но отсутсвие самоопределения очень здорово будет мешать любому человеку, который пытается в Севастоопле что-то делать.

Из позитивного — город живет, развивается, как и остальной Крым медленно, но продвигается по реализации федеральной целевой программы. Это все, конечно, позитив. И он накапливается, его достаточно много. За это время накопилось, будет качественный переход.

Константин Труфанов

Политтехнолог, эксперт центра прикладых исследований и программ

На мой взгляд, плюсов безусловно больше. Из крупных моментов — Овсянников погасил конфликт элит между заксобранием и правительством. Также он сумел привлечь на свою сторону потенциальных конкурентов в борьбе за должность губернатора — речь сейчас об Олеге Николаеве.

Была принята стратегия развития до 2030 года. Выполнение ФЦП за этот год вошло в штатный режим, и сейчас наверстывается упущенное за прежние годы. Стали сдаваться объекты: школу, насколько я знаю, строят, плюс объекты по которым прошел капремонт, переоснащение.

Из негатива хочу отметить то, что не решена проблема среднего звена — исполнители, которые в силу менталитета, старых привычек не вполне справляются с масштабными для города проектами — по срокам, качеству работ.

Когда Овсянников привел новую команду управленцев, это было воспринято с некоторой обидой. Но приход новых людей во власть не обязательно с этой территории — не всегда зло. Мы сейчас видим изменения в позитивном ключе и в других регионах. Например, в Удмуртии, где сейчас прктически все руководство республики поменялось на людей новых и пришлых.

Александр Форманчук

Политолог, заместитель председателя Общественной палаты РК

Начало у Дмитрия Овсянникова было неудачное, я считаю. Он завез команду с материка и не сразу выстроил коммуникации с местным сообществом. А оно очень специфическое: Севастополь избалован, приезжие воспринимаются в штыки.

Надо вырабатывать механизм диалога с обществом. Говорят, что Овсянников не особо это любит.

Сергей Аксенов в этом плане проще. Он может сам проехать по районам, заседания правительства транслируются по телевидению. Севастопольцы часто не имеют достоверной информации.

Сейчас у врио ситуация выровнялась, с точки зрения его восприятия севастопольцами наблюдается достаточно позитивная динамика. Это связано еще с тем, что наиболее активные общественные фигуры он попытался нейтрализовать. С кем-то заключил сделки, сделал «рабочее предложение», как с Олегом Николаевым. И в целом у него сегодня позиции достаточно уверенные. Хотя тут еще накладывается рейтинг президента, который в Крыму и Севастополе очень высокий.

Если правильно транслировать эти вещи, то можно не сомневаться в победе на выборах. Для это надо научиться коммуницировать, как Владимир Путин, с экспретным сообществом. Сейчас врио пытается это делать, хотя раньше игнорировал. Президент держит на контроле ключевые проекты ФЦП, надо уметь показывать достижения. Аксенов, на мой взгляд, делает это более эффективно.

В чем позитив — есть ряд программ, связанных с реализацией ФЦП. Отмечают, что в Севастополе стало лучше с дорогами – началась реконструкция, ремонт. Увеличилось количество фестивалей.

Это создает  благоприятную общественно-политическую атмосферу. Она хорошо сказывается на его имидже.

Надо бы более активно взаимодействоватьс Крымом. Часто слышно, что есть определенные противоречия, личные не совсем нормальные отношения Аксенова и Овсянникова.

У Крыма более устойчивые связи с федеральным центром. Севастополь в этом плане отстает и опаздывает. Пока разворачивается, пока тендеры и деньги оказываются неосвоенными. Овсянников в этом плане не сразу нашел связи с федеральными структурами, от которых зависит реализация программ. Поэтому сложилось впечатление, что он их игнорировал.

Меняйло потерял доверие со стороны севастопольцев во многом из-за личностных конфликтов с Чалым. Овсянников понимает, что фактор Чалого в Севастополе будет всегда, пока тот здесь живет и работает.

По поводу контактов с застройщиками. Севастопольское сообщество —очень специфическое, повторюсь. Это люди, которые болезненно воспринимают любое административное давление. С ними надо уметь работать. Нельзя их игнорировать или передавливать. Если есть уверенность в том, что нужны какие-то стройки, значит надо уметь убеждать сообщество. Это не умел делать ни Меняйло, ни сегодня Овсянников.

Если люди выходят на митинги – значит нет контакта. Смотрите, общественная палата в Севастополе уже сколько по факту не работает? Это смешно. Я сам зампредседателя ОП, и у нас она работает достаточно эффективно. В Севастополе она разделена и по факту не работает.

Аббас Галлямов

Политаналитик

Поначалу Овсянникова приняли с энтузиазмом, но достаточно быстро эйфория развеялась. Он быстро рассорился с местными элитами, причём с наиболее оскорбительной для них форме. Проблема даже не в том, что он наступил на их интересы. Нет, проблема в его демонстративном к ним неуважении. На это наложились слухи о связях с украинскими олигархами и лоббировании их интересов, о чересчур роскошном образе жизни и т.д. и т.п. Сейчас уже очевидно, что общего языка с севастопольцами Овсянников не нашёл. Продавливание такой непопулярной кандидатуры очков Кремлю не добавит.

Алена Август

Политтехнолог, эксперт по коммуникациям

В целом можно сказать, что Овсянников справился в этот достаточно сложный год на «твердую четверочку».

В Севастополе издавна есть чувство собственной исключительности — город российского флота, город, который многое пережил. Когда это чувство в крови, угодить довольно сложно. Это данность, преодолеть которую тем не менее можно, четко взвешивая необходимость каждого шага, репутационные риски, ожидаемый эффект .

Врио по опыту больше экономист-хозяйственник, чем политик. Для города с одной точки зрения это хорошо. В то же время он недостаточно уделяет внимание пиару, коммуникациям. Протестные выступления, которые будоражат город, во многом могут быть связаны с недостаточным освещением, дефицитом информации, ее подачей.

Тот же Генплан. Принятие Генплана на любой территории несет в себе репутационные и протестные риски — риски пересечения интересов различных финансовых, промышленных, общественных групп, недовольство изменениями вообще. Это довольно штатная ситуация, но в Севастополе она подогрета еще и выборами. Да и нельзя сбрасывать со счетов наличие проукраинских деятелей, которые продолжают будоражить общественное мнение явно и неявно.

Население надо всегда и ко всему, особенно возможно неприятному и новому, информационно готовить. С общественниками надо инициировать диалог самим. Пока же Овсянникову постоянно приходится оправдываться перед населением — только потому, что не достаточно было подготовлено «поле» мнений общественности.

Вспомним историю с ветеранами и половиной квартиры. Во-первых, как можно это было допустить? И допустить, что это ушло широко во все новости? Необходимо было моментально перекрывать повестку чем-то другим. Это нормальная коммуникационная технология.

Сейчас все еще, к сожалению, негативных новостей в федеральную повестку уходит гораздо больше, чем позитива, и Севастополь выглядит некой точкой недовольства всем и вся.

Режим закрытости от прессы тоже не приводит к хорошему. Чиновники думают, что если с журналистами начать говорить, то они все переврут, не поймут, найдут негатив. Но вопрос — как именно с журналистами разговаривать. Нельзя просто прийти и сказать — у нас все замечательно, выдать сладкий релиз. Информационный вакуум заполняется практически всегда негативом, слухами, домыслами. А потом как всегда — «ложки найдутся, а осадочек останется». И все дальнейшее уже воспринимается через призму этого негативного «осадочка».

Дмитрий Гусев

Политолог, глава компании «Бакстер Групп» (занимался PR-продвижением Сергея Меняйло и «античаловской кампанией»)

Хочу сказать, что произошло в Севастополе самое важное — что пока в течение года Чалый не начал никаких действий против Овсянникова. Но я думаю, что это произойдет в самом ближайшем будущем — буквально после выборов. Вот самое главное событие, которое должно произойти очень скоро.

Чалого он будет не устраивать как независимый политик. Точно так же, как его не устраивал Меняйло тем, что действовал, не согласовывая. Чалый хочет управлять городом, не будучи в губернаторском кресле. Конфликт с застройщиками — это был всего лишь повод. У него конфликт был по всем вопросам. Чалый начал атаковать, как только Меняйло начал вести политику, не согласовываясь с ним как независимый от него человек.

Дарья Маковская

Руководитель Севастопольского отделения Российского общества политологов, кандидат политических наук

Овсяников возглавил в город в тот момент, когда основной задачей градоначальника стало уже не обеспечение перехода города в состав в Российской Федерации, а определение приоритетов его дальнейшего развития при одновременном решении насущных для города и его жителей потребностей.

При этом было необходимо придерживаться взвешенной позиции в отношении присутствовавшего в городе жесткого конфликта элит, который был вынесен в публичную плоскость, решать массу сложных вопросов, которые мгновенно политизировались.

Нельзя сказать, что все было безупречно. Были определенные кадровые и управленческие просчеты, есть масса проблем в сфере ЖКХ, образования и здравоохранения. Зачастую хорошие управленческие решения нивелировались некачественной их реализацией.

Руководство городом федерального значения сложная задача, на 5+ здесь сработать практически невозможно. Критики в его деятельности избежать невозможно. Эта критика зачастую конструктивна, а зачастую является частью политических игр.

В принципе, Овсянников продемонстрировал, что способен реагировать на потребности жителей, на повышение градуса общественного протеста, в частности, отправив Генплан города на доработку. К ярко выраженным положительным моментам можно отнести «мирный» характер управления, стремление к консенсусу, а не конфликту, что ярко проявляется в его информационной политике.

Можно констатировать, что за год управления городом было сделано много положительного, даже при объективном присутствии множества проблемных мест, которые в будущем, при наличии эффективной команды, будут успешно разрешены.

Но главное, на мой взгляд, добиться того, чтобы у президента не возникало поводов для слов: «Севастополь не готов к тому, чтобы принять такое количество денежных средств и освоить их. Извините, скажу грубо – чтобы там никто не растырил, не разворовал».


Показать полную версию новости на сайте